Политический раскол

Маркс сделал немало для того, чтобы обеспечить возникающие социалистические партии Западной Европы общей идеологией. Главная цель формулировалась предельно просто — общественная собственность на средства производства и распределения. Такая формулировка помогла соединить разновидности социалистической веры в солидарность и самоуправление рабочих. Конкретными формами соединения были I и II Интернационалы — международные организации рабо-


чих. Их деятельность базировалась на общих интересах трудящихся и марксистской идеологии. Для выражения интересов и достижения поставленной цели создавались социалистические и социал-демократические партии. Наиболее сильные из них существовали в Германии и Франции. Вплоть до 1914 г. казалось, что авторитарно-бюрократические и социально- демократические тенденции рабочих партий не противоречат друг другу, согласуются с марксистской идеологией и базируются на ней.

Однако социалистическая вера была слишком неопределенной для того, чтобы полностью замкнуться в рамках одной-единственной политической доктрины и интерпретации марксизма. Рабочее движение в Великобритании и США оставалось равнодушным к догматическим и революционным элементам марксизма. В этих странах акцент был сделан на мирное демократическое продвижение к поставленной цели. Причем фабианское общество в Англии (основанное в 1883 г.) первым отбросило и саму цель. Взамен предлагалось консервативно-прагматическое сотрудничество с государством, составной частью которого выдвигалось государственное планирование и благотворительность. Германская социал-демократия была наиболее сильной и в наибольшей степени содержала революционные элементы марксистской идеологии. Однако и здесь Э.Бернштейн уже в 1899 г. доказывал, что Марксов диагноз направления развития капитализма ошибочен, поскольку отрицательные свойства капитализма преодолеваются с помощью демократических средств.

Социалистический анархизм был не менее мощной силой в рамках данного периода. Анархисты предлагали ряд насильственных и мирных средств для свержения существующего политического порядка. Что касается демократических институтов государства, то анархисты первыми начали систематически фиксировать их недостатки. Они также раньше всех остальных отметили авторитарно-бюрократические тенденции марксизма как политической доктрины. Анархисты сформулировали такую концепцию социального переустройст-


ва, при которой оно осуществляется снизу. И базируется на индивидуальной свободе и свободном сотрудничестве трудящихся. Маркс стал инициатором борьбы с анархистами, хотя последующее развитие коммунистических партий и социалистических государств подтвердило их правоту. I Интернационал рухнул в результате конфликтов между марксистами и анархистами. Влияние анархизма было наибольшим как раз в тех государствах (Россия и Испания), в которых политические режимы были наиболее репрессивными.

На рубеже XIX—XX вв. в ряде стран возникли также христианско- социалистические партии. Они руководствовались религиозной верой в моральное возрождение общества и делали акцент на его мирные и эволюционные формы.

Первая мировая война и революция в России привели к полному преобразованию социализма и его политическому расколу на коммунистические и демократические формы. Русская революция произошла в результате совпадения множества исторических обстоятельств. Среди них наиболее важную роль сыграла организация профессиональных революционеров, а не массовое движение пролетариата и трудящихся в целом. Кроме того, русская революция имело место в экономически и политически отсталой стране. Для приспособления марксизма к обстоятельствам политической борьбы в ней Ленин осуществил наиболее ревизионистскую интерпретацию марксизма. Поэтому русская революция крайне слабо связана с теорией и ожиданиями Маркса.

В то же время развитие русской революции обнажило наиболее слабый пункт марксистской политической теории — положение о том, что правительство есть только средство насилия в руках экономически господствующего класса. Тем самым была затушевана роль государства и его аппарата сверху донизу как самостоятельного и независимого источника власти. Сталин продемонстрировал, до каких пределов может дойти абсолютное соединение экономической, политической и идеологической власти в руках государства (см.: 5), Советское государство создало новые привилегированные классы.


А военно-полицейская тирания советской власти вышла за пределы всех гипотез относительно «временного характера» диктатуры пролетариата. Следовательно, неудача коммунистического эксперимента в России и других странах Восточной Европы может считаться критерием окончательного краха ленинско-сталинской версии социалистической идеологии. Для этой версии характерна вера в то, что господство революционной партии над всеми сферами социальной жизни является исторической необходимостью. Маоистская и другие версии социализма пока смогли устоять. Поэтому преждевременно говорить о крахе всех авторитарно-бюрократических версий марксизма.

Они повлияли и на социал-демократию. Первая мировая война нанесла ей ряд чувствительных ударов. Рухнули все попытки объединить промышленных рабочих в борьбе против войны. А победа революции в России надолго обеспечила интеллектуальную гегемонию коммунистов. III Интернационал стал послушным орудием советских коммунистов. Они способствовали приходу Гитлера к власти и значительно ослабили влияние социал-демократии во всех европейских странах. СССР стал отождествляться с социалистическим обществом, успешно строящим коммунизм. А после победы над Германией Советский Союз провозгласил себя «вершиной мировой цивилизации». Многие европейские интеллектуалы (например, Б.Шоу, супруги Вебб и др.) поверили в этот образ. И даже сообщение о преступлениях сталинского режима не способствовало освобождению от иллюзий таких фигур, как Ж.-П.Сартр.

Короче говоря, идея международного братства рабочих как единого класса рухнула под напором авторитарно-бюрократических тенденций русской революции. Эта идея сошла со сцены и уже не занимает центрального места в социалистической идеологии. После победы революции в России идея о различии путей строительства социализма в разных странах стала господствующей. Однако по мере развития империализма в период после второй мировой войны давление меж-


дународного капитала становилось все более ощутимым в разных странах, независимо от их специфики. Тем самым потребность придания социализму международного характера становится все более актуальной.

Социал-демократия потратила много времени для того, чтобы разрушить отождествление социализма с авторитарными коммунистическими режимами. Следует подчеркнуть, что эта работа не может считаться завершенной. Например, в современной России такое отождествление является стереотипом массовой психологии. И он базируется на веских основаниях. В обозримом будущем вряд ли удастся провести строгую границу между марксизмом, с одной стороны, и множеством его авторитарно-бюрократических интерпретаций, с другой. К ним относятся ленинизм-сталинизм, маоизм, титоизм, кастроизм, разновидности исламского, африканского, латиноамериканского и прочего социализма. На протяжении XX в. эти интерпретации были господствующими. После распада СССР произошло даже их усиление за счет имперских и националистических идеологий (см.: 6). И все же наиболее сильные из них уже рухнули, а остальные движутся к окончательному краху.

Социал-демократия развивалась медленно и на небольшом пространстве. Постепенно некоторые социалистические партии приходили к власти в Скандинавии и Западной Европе. По мере становления еврокоммунизма даже коммунистические партии Запада начали заигрывать с демократией. Принципиальное изменение произошло в 1959 г. на съезде социалистической партии Германии в Годесберге. Впервые в истории германская социал- демократия явно отбросила марксизм и высказалась за постепенные демократические реформы.

Однако положительное отношение к демократии — не панацея. Если социализм связывает возможность достижения конечных целей с демократическими процедурами, то его практическое воплощение все в большей степени зависит от множества случайностей. Конечно, демократическая ориентация противоречит коммунистическому догматизму и авто-


ритаризму. Одновременно она связана с уступками в пользу политического прагматизма. Требуется также культивирование толерантности в отношении множества различных традиций и взглядов внутри самого социалистического движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: