Замкнутый круг бабьей кривды

В последнее десятилетие эпицентр дискуссий смещается к обсуждению вопроса о различиях среди женщин. Феминистские теории выдвигают разные суждения о женщинах в целом. Как правило, такие суждения высказываются от имени женщин. Однако социологическое исследование таких теорий показывает, что они опираются на опыт тех женщин, которые их сочиняют.

Например, французский феминизм развивается под влиянием постструктурализма и постмодернизма. Эти интеллектуальные ориентации связаны с резкой критикой просвещения и эссенциализма. Женщины никогда не были свободны от влияния моды. А женщины-интеллектуалы тем более. Вот и французские феминистки выработали язык и критику, которая подчеркивает отличие женщин от мужчин. Одновременно эта тенденция связана с отбрасыванием категории «женщина» по той причине, что всякая генерализация сомнительна: «Предрассудок " Я — женщина", — пишет Ю.Кристева, — не менее абсурден и реакционен, нежели предрассудок " Я — мужчина"» (18, 63).

Иначе говоря, ставится под сомнение возможность обобщения, идентификации и выражения общего женского опы-


та. Он историчен и подлежит разным способам наблюдения. Однако господство мужчин над женщинами было и остается универсальной культурно- исторической характеристикой. Она и составляет ядро женского опыта. В разных культурах существуют разные законы, права, нормы и обычаи. «Но в любом случае они лишь различным образом унижают и оскорбляют гетеросексуальных женщин и лесбиянок, бедных и аристократок, жительниц городов и деревень, христианок и мусульманок, имеющих детей и бездетных. То же самое можно сказать обо всех остальных способах различия женщин с точки зрения индивидуальной и социальной истории» (18, 203).

Эти способы ведут к различию политических приоритетов. Пропускная способность политических систем ограничивается конечным числом вопросов. Поэтому женщины вынуждены вести политическую борьбу за приоритетные цели.

Таким образом, несмотря на множество различий, можно дать общую характеристику феминизма как борьбы с мужским господством, которое пронизывает все социальные отношения современного общества. Этим определяются политические приоритеты феминизма сегодня и в ближайшем будущем:

• борьба со всеми формами насилия над женщинами;

• проблемы здравоохранения, болезни и смерти. Во многих современных обществах женщины по настоянию мужчин вынуждены делать аборты зародышей женского пола. А в странах «третьего мира» женщины голодают и умирают значительно чаще мужчин;

• борьба со всеми формами традиционного домостроя, который укрепляется современными правовыми и бюрократическими процедурами. Данные процедуры до сих пор рассматривают домашнее хозяйство как единицу, интересы которой выражает мужчина — глава семьи;

• борьба с неравными экономическими шансами и социальной дискриминацией женщин в сфере образования и во всей совокупности существующих профессий;


• создание такой системы права, которая смогла бы устранить реальное неравенство женщин;

• борьба с неравенством в доступе к политической власти и политическим дискуссиям (см.: 19).

Нетрудно убедиться, что в современном феминизме на первый план выдвигается устранение разнообразных форм насилия над женщинами, начиная от сексуального и заканчивая политическим. С ним связано расширение права женщин на контроль собственной деторождаемости, поскольку в абсолютном большинстве стран современного мира женщины по-прежнему остаются

«детородной машиной». Социальная политика должна быть направлена на разрыв феномена, который в феминизме квалифицируется как «замкнутый круг унижений и оскорблений». Он определяется тем, что женщины по-прежнему вынуждены выполнять самую черную и неблагодарную работу дома, включая заботу о детях, больных и престарелых членах семьи. Вовлеченность в выполнение этой обязанности вызывает непосредственную и опосредованную дискриминацию женщин по месту работы. А трудовое и профессиональное неравенство с мужчинами ведет к тому, что влияние женщин уменьшается даже в семье.

Ни одно правительство мира пока не смогло разорвать этот круг. Но главная проблема состоит в том, что даже реализация всего комплекса политических приоритетов будет действовать в пользу одних и во вред другим женщинам. Так что его воплощение в жизнь повлечет за собой множество противоречий. Единой панацеи для их разрешения нет. И не существует политической уверенности в том, что каждый отдельный шаг и реформа породят однозначно положительные следствия для всех женщин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: