Биоцентризм

Уже говорилось, что отношение экономической и политической бюрократии к экологическому движению является отрицательным. Критики экологизма обычно приписывают ему экстремизм и на этом основании выступают против всех • его разновидностей. Например, с точки зрения директора кА-


кого-либо свинооткормочного комплекса даже расширенный гуманизм выглядит по меньшей мере эксцентричным. Так всегда бывает, когда та или иная концепция подрывает материальные интересы и своекорыстие той или иной социальной группы. И если стать на позицию технократии, то биоцентрический инвайронментализм покажется бредом сумасшедшего.

Но для начала следует провести различие между биоцентрическим инвайронментализмом и множеством метафизических, политических и религиозных взглядов, на нем спекулирующих.

Биоцентрический инвайронментализм (или биоцентризм) — это определенная биологическая теория, из которой вытекают практические следствия. Эта теория базируется на понятии экосистемы. В состав данного понятия не входит жизнь и смерть растений, животных и человека, вред которым наносит сложившаяся социальная практика. Она включает систематическое загрязнение среды и эксперименты над животными и человеком. В рамках экосистемы страдание и смерть отдельных индивидов не имеют значения. Суть дела состоит в сохранении данной системы, благодаря которой возможно бытие живых существ. По мнению биоцентристов, главная цель человечества состоит в постоянном здоровье экосистемы. Для описания данного процесса используется фундаментальное понятие «сеть жизни».

Сеть жизни отличается от понятия экологического равновесия, которым прежде пользовались экологи и биологи. Понятие экологического равновесия статично и базируется на посылке о божественном провидении, воплощенной во множестве телеологических концепций. Тогда как понятие сети жизни включает конфликты, борьбу, страдание и смерть. Используя данное понятие, мы одновременно утверждаем, что некоторые классы живых существ могут погибнуть, причем без человеческого вмешательства. Пионером в разработке данного понятия является Д.Ловелок, развивающий фундаментальные посылки дарвинизма (см.: 18, 19). По его мнению, классы живых существ модифицируют


атмосферу посредством процессов мутации и естественного отбора. Эти процессы способствуют сохранению классов живых существ.

Практическая значимость концепции сети жизни состоит в том, что главный акцент делается на поддержку биосферы в ее отношении к отдаленным, мельчайшим и совершенно незаметным биологическим процессам. Давно известна концепция всеобщей связи явлений. Она несвободна от предрассудков. Если я срываю лист с тополя, растущего под моим окном, то это никак не влияет на выживание крокодилов в Ниле. В то же время концепция всеобщей связи явлений выражает удивление человека, когда он открывает совершенно неожиданные взаимосвязи: «Но речь идет только об определенных конкретных связях. Если бы все наши действия влияли на состояние озонного слоя, то мы не смогли бы определить роль холодильников в нашей жизни» (19, 43)..

С политической точки зрения биоцентризм ставит экологов перед множеством проблем. Загрязнение среды — явление повседневное. Чтобы его зафиксировать, не надо обладать никаким биологическим знанием. Случаи и систему такого загрязнения можно показать по телевидению. Все это до сих пор помогало сторонникам экологических программ. Биологи открыли также связь между производством и пользованием холодильниками, уменьшением озонного слоя атмосферы и раковыми заболеваниями кожи. Страх перед раком может помочь в привлечении сторонников в ряды экологов. Однако существуют более сложные случаи: деградация среды в одном регионе мира влечет за собой отдаленные во времени и пространстве следствия и включает сложные, зачастую гипотетические взаимосвязи. В этой ситуации крайне сложно добиться даже политического рассмотрения, а не только решения вопроса.

Уже шла речь о том, что даже решение элементарных экологических проблем требует международного сотрудничества. Оно становится еще более насущным, если человечество стремится сохранить данную флору и фауну. Множество классов животных не живет в одной стране. Перелетные


тицы, рыбы, киты не знают никаких границ. Чтобы добиться их сохранения, требуется соответствующая запись в международном праве. Если страна отказывается подписать и выполнять соответствующий договор, то она несет ответственность за гибель целого класса животных. Значит, и за последствия, которые повлечет эта гибель в масштабах всего человечества.

Таким образом, биоцентризм — это систематизация взаимосвязей, которые выходят за национально-государственные границы и требуют строгого соблюдения международных договоров.

Биоцентризм базируется на научных открытиях и теориях, которые могут быть подтверждены или опровергнуты только дальнейшими исследованиями. Последовательный биоцентризм требует отбрасывания множества гуманистических суеверий (см.: 20, 37—42). В частности, люди до сих пор полагают, что по собственному произволу могут менять, манипулировать и управлять сетью жизни. Не менее того они убеждены, что все естественные ресурсы принадлежат только им. Однако на самом деле эти ресурсы принадлежат всем классам живых существ. В биоцентризме исчезает понятие одной среды. В рамках биосферы существует множество конкретных видов среды (ниши). Тем самым любые разновидности рационализма, обосновывающие особое место человека в природе, становятся крайне сомнительны.

Зато биоцентризм может быть согласован с различными философиями процесса, восходящими к Гераклиту. В них подчеркивается значение борьбы, динамики, активности, взаимодействия и существования в постоянных превращениях. Следовательно, сама идея субстанциализма (согласно которой существуют неизменные субстанции, между которыми возникают чисто внешние связи) тоже должна быть отброшена.

Но отсюда не следует, что род людской есть лишь один из множества биологических родов. Само существование экологического движения оказывается весомым аргументом для обоснования противоположного утверждения.


Во-первых, само экологическое движение существует потому, что люди отличаются от всех остальных живых существ способностью уничтожения среды. Люди стремятся преодолеть естественные границы собственной жизни с помощью медицины и сельскохозяйственной технологии. Все остальные живые существа пользуются ресурсами окружающей среды без вредоносных последствий. Если человек до сих пор наносит вред природе (причем масса нанесенного вреда постоянно растет), значит, он не в состоянии изменить свое собственное положение в природе. Хотя и является ее частью.

Во-вторых, экологическое движение обретает смысл лишь в той степени, в которой благодаря информации и убеждению можно склонить людей к изменению собственного способа поведения. Биоцентризм требует, чтобы человек выступил против самого себя — большинства присущих ему навыков. Остается неясным, как это сделать.

Если иметь в виду человеческую историю, то на ее протяжении человек сохранял, создавал и уничтожал не только окружающую среду, но и себе подобных. Таким образом он проявлял свою человеческую природу. В природе не существует таких классов живых существ, которые бы сравнялись с человеком по степени ненависти к собственному роду. Поэтому инвайронменталисты обычно не доверяют творчеству и сосредоточиваются на задаче сохранения. Здесь они смыкаются с реакционерами, поскольку пропагандируют возврат к прошлому. А все процедуры такого типа связаны с уничтожением данного состояния вещей.

Однако такая пропаганда принадлежит к исключениям, а не правилам экологизма. Абсолютное большинство экологов пропагандируют свои взгляды, сочиняя книги и статьи. Тем самым они приглашают публику привести в движение мысль и воображение, которые всегда были составной частью творческого процесса.

Итак, концепция сети жизни, на которую опирается биоцентризм, базируется на солидных научных основаниях. В то же время против биоцентризма выступают не только противники экологии, но и гуманистические инвайронменталисты.


Дело в том, что данная концепция нередко включается в состав противоположных идеологий. По крайней мере она решительно противостоит различным модификациям либерализма. Именно либералы стремятся истолковать сеть жизни монистически, сводя ее к объекту, который может обладать собственным специфическим благом. Либералы обвиняют также биоцентризм в тоталитаризме, поскольку выдвигается требование пожертвовать правами и счастьем индивидов во имя существования системы. На самом деле концепция сети жизни может использоваться для международной интеграции экологического движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: