Коммунитаризм

Французская революция выдвинула лозунги свободы, равенства и братства. На протяжении XIX—XX вв. они были главными социальными и политическими идеалами. Формирование и развитие либерализма, консерватизма, марксизма и социализма испытало сильнейшее влияние со стороны данных идеалов. Каждая из указанных идеологий разработала и пыталась реализовать собственную концепцию идеалов свободы, равенства и братства. Феминизм и экологизм тоже возникли в данном смысловом контексте.

Идеал братства воплощался во множестве форм. Либерализм предлагает доктрину свободного и равного гражданства. В консерватизме сформулирована концепция общего этнического и национального происхождения, а также культурной идентичности. Марксизм и социализм настаивают на классовой солидарности трудящихся и эксплуатируемых классов. Феминизм подчеркивает значение половой принадлежности. Экологизм пытается растворить человека в растительном и животном мире. Но во всех случаях братство либо определяется косвенно, либо вообще не является предметом специального исследования.

Действительно, после кровавого опыта мировых войн и революций XX в. идея братства потеряла популярность. Это относится ко всем перечисленным идеологиям как в России, так и за рубежом. Например, уже неоднократно упоминае-


мый Д.Роулс разработал собственную интерпретацию понятий свободы и равенства. Что касается понятия братства, то он о нем почти не упоминает. В отечественной социально-философской и политологической литературе практически нет работ, специально посвященных обоснованию значимости идеала братства? Причем это относится и к советскому периоду, когда ленинско-сталинская версия марксизма была официальной государственной идеологией, и к сегодняшнему состоянию России, когда ведется поиск новой государственной идеологии.

Не является ли эта ситуация симптомом того, что идеал братства прекратил свое существование как предмет идеологических дискуссий? Или же он оказался слишком податливым на манипуляцию со стороны расистских, фашистских и тоталитарных режимов, которые господствовали в большинстве стран мира на протяжении большей части XX в.?

По крайней мере большинство современных философов и политических мыслителей ничего не говорят о состоянии и идеале братства. А если и упоминают о нем, то как о феномене, производном от свободы и равенства (либеральная традиция), или от этнических и национальных связей (консервативная и националистическая традиции).

Между тем в политической философии в 1980—1990- е гг. сложилась целая школа социальной и политической мысли под названием коммунитаризм. Его главными представителями являются М.Сандел, М.Уолцер, А.Макинтайр и Ч.Тейлор. В эти же годы они опубликовали ряд капитальных исследований, которые сегодня широко обсуждаются в международном научном сообществе. В России об этих концепциях и главных темах дискуссии, порожденной коммунитаризмом, почти ничего не известно. В то же время коммунитаризм постепенно превращается во влиятельную политическую идеологию современности.

Суть коммунитаризма — обсуждение различных аспектов братства как состояния общества и социального идеала. На пути к воплощению данного идеала коммунитаристы ставят и решают три взаимосвязанных проблемы:


• тотальная критика современного индустриального общества в его капиталистической и социалистической формах, включая все его социальные и политические институты;

• отбрасывание главных политических идеологий современности (либерализма, консерватизма, марксизма и социализма), поскольку каждая из них внутренне противоречива и породила множество непредвиденных следствий на практике;

• обоснование значимости идеала братства. Рассмотрим эти темы более конкретно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: