Что такое мнимая общность?

Антропологическая концепция нации сформулирована недавно и уже нашла признание среди специалистов. Она развивается в работах Б.Андерсона и других авторов. Главным предметом анализа служат истоки и процесс распространения национализма в XX в., в том числе после распада социалистического лагеря. Сегодня в бывшем СССР, Югославии продолжаются войны. Следовательно, присутствие Советской армии в странах Восточной Европы после 1945 г. предотвращало потенциальные войны между коммунистическими режимами в данном регионе. Роль запала в таких войнах выполняет национализм.

Дело в том, что со времени второй мировой войны все победившие революции (в Китае, Египте, Вьетнаме, на Кубе,


в Иране и т.д.), самоопределялись в национальных категориях. В результате вторая половина XX в. принесла с собой необычайный рост национализма. В современном мире каждый обязан обладать национальностью подобно тому, как он обладает полом или цветом кожи. Правомерна ли такая претензия?

При ответе на данный вопрос следует исходить из наличия трех главных противоречий национализма:

1. Между объективно недавним (как свидетельствуют исторические данные) формированием наций и их субъективной давностью (как полагают националисты).

2. Между формальной универсальностью нации как социокультурного понятия и неизбежной партикулярностью ее конкретных проявлений.

3. Между политической силой и теоретическим бесплодием национализма.

Антропологическое определение нации сформулировано для объяснения данных противоречий. Нация — это мнимая (вымышленная, выдуманная, воображенная) общность людей, которая представляется им как неизбежно ограниченная и суверенная. Наиболее распространенным символом современной национальной культуры являются могилы Неизвестного Солдата. В них либо никто не похоронен, либо никто не знает, кто в них похоронен. Во всех странах у этих могил происходят публичные церемонии и ритуалы. А в СССР и России к ним ходят даже молодожены. Такие церемонии и ритуалы не имеют исторических прецедентов. Следовательно, исходным пунктом национальной культуры является анонимность.

Действительно, явление смерти и бессмертия пока еще не стало предметом анализа науки и светских идеологий, либерализма, марксизма и консерватизма. Тогда как нация воображается как бессмертная общность. Это свидетельствует о родстве данного представления с религиозным восприятием мира. Иначе говоря, понятие нации связано прежде всего с религией.


По мере секуляризации не исчезают, а увеличиваются страдания, для утоления которых прежде использовалась религия. По мере распада образа небесного (в христианском мировоззрении) и земного рая (в либерализме, марксизме и социализме) неизбежность смерти начинает восприниматься и осмысляться как произвол. В светских идеологиях спасение души рассматривается как абсурдное утверждение. На этой основе возникает необходимость в другом понимании преемственности. Речь идет о светском преобразовании неизбежной смерти в бессмертие и придании смысла случайности. Понятие нации служит такому преобразованию. В этом понятии переплетены эсхатологические и традиционные аргументы.

Язык, религия и понимание времени — культурные корни представления о нации. Древние религиозные общности были связаны сакральными языками. Существовало убеждение в исключительной священности данного языка и связанной с ним концепции принадлежности к обществу. Сакральный писаный язык был медиумом, с помощью которого воображались общества древности. Их появление связано с выработкой убеждения: знак обладает необходимостью. В древних языках (китайском, арабском, латинском) любые идеограммы воспринимались как отражение действительности, а не произвольно сконструированная репрезентация. Грамотные люди — это стратегический слой в космологической иерархии, на вершине которой находится божество.

Современные нации не обладают священными языками. Знак не рассматривается как отражение действительности и не обладает свойством необходимости. В современных обществах грамотные люди образуют слой теологической технократии. Она связывает в своей деятельности язык религии и язык науки. Образцом здесь является язык юристов и экономистов. Эти профессиональные группы сознательно усложняют язык, претендуют на его всеобщность для повышения социального статуса, хотя юридический и экономический язык не имеет онтологических конотаций.


Не менее важные различия связаны с пониманием времени. В средние века каждый момент настоящего понимался как одновременное существование множества событий. Он связывал прошлое с будущим. В новое время появилось представление о единообразном пустом времени. Теперь настоящее осознается как поперечный разрез времени и не рассматривается как пролог будущего. Оно измеряется календарем и часами. Изобретение книгопечатания дало для мнимой общности нации техническое средство репрезентации. В новое время появилась также концепция социального организма, существующего в однородном пустом времени. Оно было первоначально сформулировано в консерватизме. А затем стало основанием для представления о нации как постоянной общности, движущейся в истории.

Так были созданы интеллектуальные и технические предпосылки современных представлений о нации. Сама возможность мышления о ней как о реально существующей сформировалась в европейской цивилизации в период, предшествующий Просвещению, Тогда же рухнули три концепции, существовавшие в европейской культуре на протяжении тысячелетий: 1. Писаный язык дает доступ к онтологической истине и является ее элементом. Эта идея способствовала созданию надконтинентальных мировых религий. 2. Общество организовано вокруг священного центра — монарха. Ему приписывались сверхъестественные свойства, которые отличали его от всех остальных людей. Они были основанием для управления другими людьми на основе космического (божественного) согласия. 3. Космологическое время не отличается от исторического, а начало мира тождественно началу человеческой истории. Эти концепции укореняли человеческую жизнь в природе вещей, придавали смысл существованию человека, включая страдания, необходимость подчинения власти и смерть. Все концепции гарантировали спасение души.

По мере распада и отмирания данных концепций начался интенсивный поиск нового способа связи братства, власти и времени: «Ничто другое так не способствовало ускоре-


нию данных поисков, как капиталистическая печать. Благодаря ей все большее число людей могло осознавать себя и относиться к другим людям совершенно иначе, чем в прежние времена» (17, 32). Производство книг и газет как товара

— главный источник национального сознания и ключевое событие в появлении новой концепции времени. Возникла возможность горизонтального структурирования обществ в однородном пустом времени. Нация стала одним из них.

Важную роль сыграли еще несколько факторов: изменение характера латыни; Реформация, влияние которой было связано с производством книг; специфика капиталистического производства и обмена; стремление монархов к абсолютной власти11. Последний фактор наиболее важен для появления наций. Он способствовал распаду мнимых общностей мировых религий. Выбор официальных языков был постепенным процессом, обусловленным прагматическими и случайными обстоятельствами. Официальными становились языки, использование которых соответствовало интересам администрации и возникающей интеллигенции.

Данные факторы наиболее ярко проявились в появлении газет и профессии журналиста. Газета как продукт современной культуры есть фикция. Литературная конвенция газет — монтаж абсолютно не связанных между собой лиц и

11 Церковная латынь обладала статусом Священного Писания и была эзотерической. Благодаря переводу античных авторов латынь становилась менее церковной и более светской, экзотерической с точки зрения содержания и языка. То же самое относится к святоотеческим писаниям православия. Лютер — первый в истории автор бестселлеров, поскольку он перевел Библию народной язык. Его произведения продавались огромными тиражами. Вслед за ним пошли другие вожди Реформации. Они начали небывалую пропагандистскую войну за умы людей. И подготовили читателей своих трактатов к религиозной и политической борьбе. Идеологическая борьба XIX—XX вв. — продукт религии. Тогда как монархи использовали автохтонные языки для централизации управления. Появление официальных (правительственных) языков — следствие печати и Реформации.


событий. Произвольность их сосуществования на страницах газеты свидетельствует, что связь между ними является вымышленной. Это обусловлено двумя причинами:

1. Сосуществованием во времени разнородных событий. Их связь определяется датой выхода газеты. Все они располагаются в однородном пустом календарном времени, в котором существует весь современный мир.

2. Связью между газетой и рынком. Книга — первый массовый товар нового времени. Газета — предельный случай книги. Она производится и продается массовым тиражом, но ее актуальность моментально исчезает.

Газета — бестселлер-однодневка. Уже на следующий день она теряет актуальность. Тем самым в газете реализуется разрыв между прошлым и будущим. Дезактуализация есть причина того, что массы людей потребляют газету как фикцию. Одновременное потребление этой фикции приобретает характер массового квазирелигиозного ритуала. Уже Гегель отмечал, что для современного человека чтение газеты заменяет молитву.

Смысл ритуала парадоксален. Он осуществляется в одиночестве, в тишине духа и закоулках сознания. Человек при потреблении газеты отделяется от других. Одновременно он сознает, что в церемонии участвуют миллионы людей. Читатель газеты не сомневается в их существовании, но не имеет ни малейшего представления об их индивидуальном своеобразии. Наш современник постоянно видит и слышит, что другие люди тоже читают газеты. Тем самым он постоянно убеждается в том, что мнимый мир укоренен в повседневности: «Так фикция незаметно и ежедневно проникает в действительность и порождает доверие общества к анонимности — лакмусовой бумаге современных наций» (17, 46). Сфера воздействия фикции расширилась до громадных размеров по мере изобретения радио и телевидения. В этой церемонии и состоит бытие мнимой общности нации в историческом времени.

Таким образом, языки печати создали область коммуникации, которая располагалась между латынью и разговор-


ными языками. Читатели одних и тех же текстов становились зародышем мнимых национальных общностей. Печать способствовала стабилизации языков и создавала единый образ прошлого. Он имел фундаментальное значение для генерирования субъективной идеи нации. Эта идея связана с языком власти. Печать и создала этот язык, который отличался от прежних родных языков.

Здесь можно сформулировать первый промежуточный вывод. В национализме обычно подчеркивается первичность языка и его необходимая связь с территориальными общностями, государствами и сознанием. Антропологическая концепция нации позволяет отвергнуть эту связь и одновременно описать ее как ложную, вымышленную, анонимную:

«Формирование современных национальных государств не покрывается с пространством языков печати» (17, 56).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: