(в процентах от числа работающих в каждом секторе)
Уровень образования работников | Сектор занятости | |||
Аграрный | Индустриальный | Сервисный | Информационный | |
Начальное | 0,9 | 0,5 | 0,3 | 0,3 |
Неполное среднее | 9,6 | 3,5 | 2,6 | 1,7 |
Среднее | 36,0 | 26,2 | 20,7 | 13,4 |
ПТУ | 17,3 | 19,6 | 13,8 | 7,5 |
Среднее специальное | 26,2 | 31,0 | 36,9 | 38,0 |
Незаконченное высшее | 2,3 | 3,3 | 4,0 | 4,6 |
Высшее | 7,7 | 15,8 | 21,0 | 33,7 |
Ученая степень | - | - | 0,4 | 0,7 |
Степень магистра | - | - | - | 0,2 |
Не дали ответа | - | - | ,2 | - |
Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Если же взять более детальную дифференциацию – по отраслям, входящим в различные сектора, – то можно обнаружить, что самый высокий средний личный доход наблюдается в таких отраслях как туризм и гостиничный бизнес, компьютерное обеспечение и информационные технологии, СМИ и реклама. Соответственно самый низкий средний доход выявлен в сельскохозяйственном производстве, в образовании и здравоохранении, в общественных и благотворительных организациях.
Анкета предлагала респондентам оценить степень престижности выполняемой ими работы по 10-балльной шкале. Полученные ответы позволяли вычислить средний балл престижа по каждой из отраслей и сравнить его с уровнем личного дохода (см. табл.3). Нетрудно убедиться, что распределение оценок престижности несколько отличается от распределения средних доходов. К примеру, первое место в рейтинге по доходам занимает туризм и гостиничный бизнес, в то время как в рейтинге самооценок престижности своей профессии эта отрасль делит скромные 12-13 места с общественным питанием. А сотрудники органов юстиции, выше всех оценившие престиж своей профессии (1 место), по уровню личных доходов занимают лишь седьмую строчку. Тем не менее, расчет связи между средними личными доходами и престижностью дает коэффициент ранговой корреляции Спирмена, равный 0,6318, то есть демонстрирует довольно значимый уровень взаимоотношения между этими переменными.
|
|
Выше мы упоминали, что, в отличие от такого, например показателя профессиональной стратификации как образование, объективное эмпирическое измерение по координатной оси “престиж профессии” чаще всего недоступно прямому и непосредственному замеру (самооценка носит весьма субъективный характер) и нуждается в каких-то косвенных и в то же время достаточно убедительных индикаторах. Сопоставление самооценки престижа рода занятий и уровня личного дохода, выраженное коэффициентом ранговой корреляции дает основания предполагать, что оба эти показателя могут выступать в качестве параметров межпрофессиональной стратификации.
Таблица 3
Средний балл оценки престижа и средний личный доход