Второе профессиональное образование, доход и престиж профессии

  Получение второго образования
Получили Не получили
Средневзвешенный доход (руб.) 5744,32 4783,70
Престиж специальности по образованию (баллов) 5,78 5,78
Престиж нынешней профессии (баллов) 6,14 5,79

К сказанному следует добавить, что, помимо тех, кто уже прошел переподготовку, еще почти 20 процентов от общего числа респондентов на момент опроса получают второе профессиональное образование или намерены получить его в ближайшем будущем. Причем почти две трети из них (63,2%) ориентируются на получение второго высшего образования, а около 15 процентов – на второе среднее специальное.

Понятно, что особый интерес может вызвать вопрос о том, какие именно профессии постепенно уходят в небытие, а какие всплывают на поверхность, привлекая все большее внимание людей, выходящих на рынки труда. Провести здесь точный и детальный анализ представляется довольно затруднительным. Представления о том, как соотносятся между собою понятия “род занятий”, “профессия”, “специальность”, “специализация”, не получили пока еще необходимой точности и единогласия даже среди исследователей и чиновников. Вряд ли следовало ожидать большей четкости у рядовых членов общества: на вопрос о том, какую специальность респонденты получили по диплому об образовании, было приведено 437 наименований (нередко перекрывающихся и получающих различные названия для одной и той же специальности). А на вопрос о том, как называется та профессия, по которой они работают сегодня, было названо 449 наименований. Понятно, что произвести соответствующую кросстабуляцию было бы весьма затруднительно. Поэтому мы ограничились теми специальностями, по которым получили свое профессиональное образование наибольшее число опрошенных – это в общей сложности почти 27 процентов общего объема выборки (а от числа давших ответ о наименовании своей профессии – 32 процента). При этом мы пользовались обобщенными категориями: например в категорию “инженер” мы зачислили и “инженеров-металлургов”, и “инженеров-строителей”, и “инженеров-пилотов”, и “инженеров-судоводителей” и т.п. То же самое касалось и врачей (врач-терапевт, врач-гинеколог, врач-отоларинголог и т.п.), и учителей, преподающих различные предметы.

В таблице 6 приведены распределения ответов обладателей “первой десятки” наиболее многочисленных специальностей (по диплому) о характере трудовой деятельности на момент опроса. Прежде всего, не следует удивляться значительному расхождению цифр во втором и третьем столбцах таблицы. Дело в том, что более четверти опрошенных были пенсионерами, а еще 10 процентов – неработающими домохозяйками и безработными; понятно, что они не могли указать профессий, по которым они работают в настоящее время. Профессии тех, кто привел название своего нынешнего рода трудовой деятельности, мы разделили на три категории. Первая категория (четвертый столбец таблицы) – те, чьи нынешние профессии соответствуют специальности, указанной в дипломе. При этом мы учитывали и служебное продвижение, когда получивший диплом инженера мог стать начальником отдела, участка или директором, а бухгалтер – главным бухгалтером или аудитором: мы рассматривали их всех как сохранивших свою специальность. Вторая категория включала в себя тех, кто полностью сменил специальность, полученную в ходе первого профессионального образования, причем без понижения профессионального статуса. Так, многие из инженеров стали предпринимателями, государственными чиновниками, таможенниками, бухгалтерами, учителя – милиционерами, торговыми представителями, конструкторами, повара – инженерами, страховыми агентами, социальными работниками и т.п. Учитывая, что такой переход всегда обусловлен прохождением определенного переобучения (как в форме прохождения формального систематического образования или курсов переподготовки, так и обучения непосредственно на рабочем месте), мы поместили эту категорию под рубрикой “прошли переподготовку”. Третья категория охватывала тех обладателей дипломов о высшем и среднем специальном образовании, которые на момент опроса трудились на рабочих должностях (водитель, слесарь, электрик и т.п.), или являлись обслуживающим персоналом (продавец, вахтер, санитар и т.п.). При этом узкая специализация не имеет значения: если, к примеру, обладатель диплома инженера-электрика занимает должность главного энергетика, то он работает по специальности, а вот если он работает простым электромонтером, то это рассматривается как понижение профессионального статуса. Конечно, и здесь – в особенности при переходе на позиции квалифицированного рабочего – необходима определенная переподготовка, однако она сопряжена с меньшими затратами времени, интеллектуальных усилий и энергии.

Таблица 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: