Ср. личный доход (руб.) | Престиж (ср. балл) | |
Топ-менеджеры | 16795,60 | 7,7 |
Менеджеры среднего звена | 9703,41 | 7,0 |
Интеллектуальные работники высшей квалификации | 7434,66 | 6,8 |
Менеджеры низшего звена | 7317,19 | 6,5 |
Квалифицированные интеллектуальные работники | 5341,94 | 6,2 |
Высококвалифицированные работники физического труда | 6236,18 | 6,2 |
Высококвалифицированные сельские работники | 3713,33 | 5,9 |
Квалифицированные работники физического труда | 5563,72 | 5,7 |
Малоквалифицированные интеллектуальные работники | 4238,50 | 5,3 |
Квалифицированные сельские работники | 3068,06 | 5,1 |
Работники неквалифицированного физического труда | 3798,62 | 3,9 |
Неквалифицированные сельские работники | 1952,15 | 3,3 |
Рис.1. Средний личный доход в образовательных группах.
А как проявляется в системе занятости закон перемены труда? По данным опроса, через второе профессиональное образование (после уже полученного ранее) прошли 24,9% от общего числа давших ответ на вопрос об этом. Каждый шестой в составе действующей рабочей силы прошел, как минимум, курсы повышения квалификации; более 6 процентов получили второе среднее специальное, 2 процента – второе высшее образование (а от числа уже имевших ранее высшее образование второе высшее получили также более 6 процентов). Нам думается, в учебные аудитории этих, уже вполне зрелых людей (доля получивших второе профессиональное образование примерно одинакова во всех возрастных группах старше 25 лет – в том числе и среди тех, кому сейчас более 60 лет, что вряд ли удивительно, поскольку начало рыночных реформ застало их 45-летними), приводила не столько жажда знаний, сколько стремление приспособить свою трудовую ситуацию к изменившимся условиям. Кроме того, почти половина тех, кто имеет сегодня незаконченное высшее образование (а значит, с большой степенью вероятности получает его на момент опроса), принадлежат к возрастным группам старше 25 лет[25], то есть получают образование без отрыва от работы. Наибольший удельный вес получивших второе высшее образование отмечено в органах государственного управления, а также в сфере компьютерного обслуживания, финансово-кредитных организациях и органах юстиции.
|
|
Понятно, что наименьшая доля получивших дополнительное профессиональное образование наблюдалась среди самых молодых, в возрасте до 24 лет – вероятно, потому, что у большинства из них это еще впереди. Тем не менее, наши собственные наблюдения показывают, что некоторые из нынешних студентов нередко обучаются одновременно в двух вузах, стараясь получить запасной вариант трудоустройства в случае возможного изменения конъюнктуры на рынке труда. Немалая доля их, поступивших даже в вузы с высоким конкурсом, уже сейчас не намерена работать по получаемой специальности. Так, по некоторым данным, сегодня реально становятся врачами лишь 10 процентов выпускников Нижегородской медицинской академии[26].
|
|
Оказывает ли получение второго профессионального образования какое-то влияние на изменение трудовой ситуации работников? Если мы обратимся к данным о том, какие категории работников проходили переподготовку, то убедимся, что наибольший удельный вес получивших второе высшее образование наблюдается среди топ-менеджеров (15,9%) и среди тех, кто причисляет себя к работникам интеллектуального труда высшей квалификации (10,9%), а наибольшее число получивших второе среднее специальное образование – среди относящих себя к высококвалифицированным работникам сельского труда (16,7%). Трудно сказать, что здесь выступает причиной, а что следствием, но определенная связь просматривается достаточно четко.
Давайте обратимся к тем параметрам, которые мы определили выше как значимые для оценки характера профессиональной стратификации – среднему уровню личного дохода и оценке престижа своей профессии. В табл.5 приведены данные о средневзвешенных личных доходах среди получивших второе профессиональное образование и не получивших его. Нетрудно убедиться, что средний личный доход тех, кто прошел различные формы профессиональной переподготовки, почти на тысячу рублей превышает доход тех, кто отказался от нее (или по каким-то причинам не имел такой возможности).
Если же мы обратимся к приведенному в той же таблице распределению оценок престижа специальности, полученной в результате первого образования, с одной стороны, и оценок престижа той профессии, которой обладает респондент ныне (полученной, с большой долей вероятности, после завершения второго профессионального образования) – с другой, то нетрудно убедиться в следующем. Обе сравниваемые категории респондентов оценили престиж своей специальности, полученной по первому образованию, совершенно одинаково. При этом оценка престижа профессии, по которой продолжает работать обладатель этой специальности, практически не изменилась. А вот оценка престижа новой профессии ее обладателями заметно возросла.
Таблица 5