У различных категорий работников

  Ср. личный доход (руб.) Престиж (ср. балл)
Топ-менеджеры 16795,60 7,7
Менеджеры среднего звена 9703,41 7,0
Интеллектуальные работники высшей квалификации 7434,66 6,8
Менеджеры низшего звена 7317,19 6,5
Квалифицированные интеллектуальные работники 5341,94 6,2
Высококвалифицированные работники физического труда 6236,18 6,2
Высококвалифицированные сельские работники 3713,33 5,9
Квалифицированные работники физического труда 5563,72 5,7
Малоквалифицированные интеллектуальные работники 4238,50 5,3
Квалифицированные сельские работники 3068,06 5,1
Работники неквалифицированного физического труда 3798,62 3,9
Неквалифицированные сельские работники 1952,15 3,3

Рис.1. Средний личный доход в образовательных группах.

А как проявляется в системе занятости закон перемены труда? По данным опроса, через второе профессиональное образование (после уже полученного ранее) прошли 24,9% от общего числа давших ответ на вопрос об этом. Каждый шестой в составе действующей рабочей силы прошел, как минимум, курсы повышения квалификации; более 6 процентов получили второе среднее специальное, 2 процента – второе высшее образование (а от числа уже имевших ранее высшее образование второе высшее получили также более 6 процентов). Нам думается, в учебные аудитории этих, уже вполне зрелых людей (доля получивших второе профессиональное образование примерно одинакова во всех возрастных группах старше 25 лет – в том числе и среди тех, кому сейчас более 60 лет, что вряд ли удивительно, поскольку начало рыночных реформ застало их 45-летними), приводила не столько жажда знаний, сколько стремление приспособить свою трудовую ситуацию к изменившимся условиям. Кроме того, почти половина тех, кто имеет сегодня незаконченное высшее образование (а значит, с большой степенью вероятности получает его на момент опроса), принадлежат к возрастным группам старше 25 лет[25], то есть получают образование без отрыва от работы. Наибольший удельный вес получивших второе высшее образование отмечено в органах государственного управления, а также в сфере компьютерного обслуживания, финансово-кредитных организациях и органах юстиции.

Понятно, что наименьшая доля получивших дополнительное профессиональное образование наблюдалась среди самых молодых, в возрасте до 24 лет – вероятно, потому, что у большинства из них это еще впереди. Тем не менее, наши собственные наблюдения показывают, что некоторые из нынешних студентов нередко обучаются одновременно в двух вузах, стараясь получить запасной вариант трудоустройства в случае возможного изменения конъюнктуры на рынке труда. Немалая доля их, поступивших даже в вузы с высоким конкурсом, уже сейчас не намерена работать по получаемой специальности. Так, по некоторым данным, сегодня реально становятся врачами лишь 10 процентов выпускников Нижегородской медицинской академии[26].

Оказывает ли получение второго профессионального образования какое-то влияние на изменение трудовой ситуации работников? Если мы обратимся к данным о том, какие категории работников проходили переподготовку, то убедимся, что наибольший удельный вес получивших второе высшее образование наблюдается среди топ-менеджеров (15,9%) и среди тех, кто причисляет себя к работникам интеллектуального труда высшей квалификации (10,9%), а наибольшее число получивших второе среднее специальное образование – среди относящих себя к высококвалифицированным работникам сельского труда (16,7%). Трудно сказать, что здесь выступает причиной, а что следствием, но определенная связь просматривается достаточно четко.

Давайте обратимся к тем параметрам, которые мы определили выше как значимые для оценки характера профессиональной стратификации – среднему уровню личного дохода и оценке престижа своей профессии. В табл.5 приведены данные о средневзвешенных личных доходах среди получивших второе профессиональное образование и не получивших его. Нетрудно убедиться, что средний личный доход тех, кто прошел различные формы профессиональной переподготовки, почти на тысячу рублей превышает доход тех, кто отказался от нее (или по каким-то причинам не имел такой возможности).

Если же мы обратимся к приведенному в той же таблице распределению оценок престижа специальности, полученной в результате первого образования, с одной стороны, и оценок престижа той профессии, которой обладает респондент ныне (полученной, с большой долей вероятности, после завершения второго профессионального образования) – с другой, то нетрудно убедиться в следующем. Обе сравниваемые категории респондентов оценили престиж своей специальности, полученной по первому образованию, совершенно одинаково. При этом оценка престижа профессии, по которой продолжает работать обладатель этой специальности, практически не изменилась. А вот оценка престижа новой профессии ее обладателями заметно возросла.

Таблица 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: