Методы опроса. Определение и особенности метода. Виды. Его место в психолого-педагогическом исследовании. Разработка методики, подготовка и проведение, сбор и анализ результатов

Опросы – получение информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Опрос позволяет моделировать некоторые экспериментальные ситуации, выявить особенности субъективных состояний испытуемых или группы лиц, получить информацию о прошлом или настоящем и т.д.

Метод опроса использ-ся в 2-х основных формах: с применением анкеты и интервью. Интервью — разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов. Анкетирование — разновидность опроса, в котором ставятся и

достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов.

При анкетировании, как и при других методах косвенного измерения используются шкалы. Они могут иметь значение "0", или начинаться с 1. Значения могут определяться как по возрастающей, так и по убывающей. Главное, автор должен описать принятую им систему шкалирования. По этому принципу строится ряд методов опроса.

Ряд методов опроса:

1)Метод ранговых оценок – он заключается в том, что измеряемые явления, свойства, качества – любая изучаемая информация – располагается респондентом (опрашиваемым) в порядке возрастания или убывания величины признака. Каждому признаку приписывается число, обозначающее место в ряду, по "рангу".

2)Метод выбора или голосования. Используется в том случае, когда респонденту предлагают из названного списка объектов, показателей, признаков и т.д. выбрать те, которым он отдает предпочтение. Можно назвать несколько вариантов метода выбора: 1. Неограниченный выбор: число выборов определяет сам респондент. 2. Ограниченный выбор: предлагается выбрать не больше названного числа объектов из всех предлагаемых, например, не более 3-4. 3. Метод единственного выбора: предлагается выбрать только один объект из всех предложенных.

Он примен-ся для получения массовых суждений. Исследователь проводит в бол-й группе индви-ые беседы по заранее составленному вопроснику и записывает ответы.

Вопросы и вопросники (анкеты) могут быть:

1)открытого типа, в которых ответ формулируется самим опрашиваемым. Открытые вопросы являются обычно прямыми и выявляют непосредственно осознаваемые особенности испытуемых или их суждения по поводу исследуемых процессов.

2) полузакрытого типа, при работе с которыми ответ можно выбрать из предложенных вариантов или сформулировать свой собственный, если предложенные готовые ответы не устраивают респондента.

3)закрытого типа, когда опрашиваемым необходимо выбрать один из предлагаемых готовых ответов.

Разработка методики может опираться на принципы, описанные В.А. Ядовым.

1. Программная логика вопросов (т.е. содержание изучаемого в определенном объеме и последовательности) не всегда совпадает с логикой построения анкеты.В анкетном листе могут содержаться вопросы – "фильтры".

2. Учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это, прежде всего, относится к стилистике и лексике вопросов. Для массового опроса научные цели проводимой работы не раскрываются.

3. Одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Общие суждения, с которых начинается рассмотрение какого-либо предмета, явления, могут повлиять на оценку частных особенностей обсуждаемого, снизить ее.

4. Смысловые "блоки" анкетного листа должны быть примерно одного объема. Преобладание в одном из блоков количества вопросов или их сложность неизбежно сказывается на качестве ответов по другим блокам. При доминировании одного из блоков может произойти опосредованное давление на респодентов, а в результате этого – искажение полученной информации.

5. Распределение вопросов по степени их трудности.

Последовательность смысловых блоков, наиболее распространенная в анкете, такова (название блоков, разумеется, не дается):

Введение. Указывается кто проводит опрос (организация, учреждение, группа, лаборатория, институт). Для чего проводится опрос, как будут использоваться данные. Инструкция по заполнению анкеты и способ его возврата.

Цель опроса объясняется популярно без использования сложной или научной терминологии. Фраза: "Нас интересует то-то..." скорее отпугнет или насторожит респондента, чем вызовет у него желание помочь. Целесообразнее прибегнуть к такому обороту, который подчеркнет активную позицию самого опрашиваемого, например: "Ваши суждения помогут улучшить работу в такой-то области" или "Ваши ответы позволят изучить такую-то проблему". Не следует также озаглавливать анкету, а в конце указывать фамилии составителей.

Указание организации, проводящей опрос, и целей исследования достаточно для того, чтобы создать деловую атмосферу.

Вступительные вопросы. Они предназначены для того, чтобы заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу. Поэтому не следует сразу в самом начале анкеты ставить трудные или беспокоящие вопросы. Наиболее целесообразны вопросы событийного содержания общего характера. Не рекомендуется также начинать опрос с "паспортички". Сведения о демографических данных опрашиваемого полезно относить в заключение анкетного листа.

Заключительные вопросы. Чаще всего в этот блок включаются относительно нетрудные вопросы. Уместны здесь различные шкалы оценок и другая информация в закрытых вариантах. Открытые же вопросы требуют пространных ответов.

" Паспортичка " занимает последнюю страницу или последние строки. Сведения, полученные в паспортичке, при анализе анкет используются для их группировки по выделяемому признаку. Например, распределяются все опрашиваемые по стажу работы, по образованию, по профессии, по половой принадлежности, возрасту и т.п. Затем происходит анализ полученных материалов в выделенной группе, отыскивая общее или различное в высказываниях респондентов.

Метод анкетирование. Определение и особенности метода. Виды анкет. Место анкетирования в психолого-педагогическом исследовании. Разработка методики, подготовка и проведение, сбор и анализ результатов.

Анкетирование - метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений. Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений.
+ метода:

массовый характер

занимает мало времени

быстрая обработка полученных данных

стандартизированный харак­тер

отсутствие живого контакта (т. е. исключается возможность внушения экспериментатора)

- метода:

отсутствие возможности уточнить ответ

Виды анкет:

Ражирование. Измеряемые явления, свойства, качества – любая изучаемая информация – располагается респондентом в порядке возрастания или убывания величины признака. Каждому признаку приписывается число, обозначающее место в ряду, по "рангу".

Метод выбора. Респонденту предлагают из названного списка объектов, показателей, признаков выбрать те, которым он отдает предпочтение. Можно назвать несколько вариантов метода выбора:

1. Неограниченный выбор: число выборов определяет сам респондент. Из названных объектов можно выбрать неограниченное количество.

2. Ограниченный выбор: предлагается выбрать не больше названного числа объектов из всех предлагаемых.

3. Метод единственного выбора: предлагается выбрать только один объект из всех предложенных. Метод выбора прост в обработке, т.к. достаточно подсчитать частоту выборов каждого объекта, на основе которого произведено шкалирование.

Структура анкеты:

1 Приамбула. Указывается кто проводит опрос (организация, учреждение, группа, лаборатория, институт). Цель опроса, как будут использоваться данные. Инструкция по заполнению анкеты и способ его возврата. Цель опроса объясняется популярно без использования сложной или научной терминологии (прим. "Ваши суждения помогут улучшить работу в такой-то области" или "Ваши ответы позволят изучить такую-то проблему"). Во введении подчеркиваются гарантии анонимности анкетирования. Выражается благодарности за сотрудничество в проведении опроса.

2 Вопросы.

Вступительные вопросы. Они предназначены для того, чтобы заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу. Не следует сразу в самом начале ставить трудные или беспокоящие вопросы.

Заключительные вопросы. Чаще всего в этот блок включаются относительно нетрудные вопросы. Уместны здесь различные шкалы оценок и другая информация в закрытых вариантах.

3 Паспортичка. Занимает последнюю страницу или последние строки. Включает информацию о респонденте (пол, возраст, стаж, профессия, должность и т. д.). Сведения используются при анализе анкет для их группировки по выделяемому признаку. Например, распределяются все опрашиваемые по стажу работы, по образованию, по профессии, по половой принадлежности, возрасту и т.п. Затем происходит анализ полученных материалов в выделенной группе, отыскивая общее или различное в высказываниях респондентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: