Опросы – получение информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Опрос позволяет моделировать некоторые экспериментальные ситуации, выявить особенности субъективных состояний испытуемых или группы лиц, получить информацию о прошлом или настоящем и т.д.
Метод опроса использ-ся в 2-х основных формах: с применением анкеты и интервью. Интервью — разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов. Анкетирование — разновидность опроса, в котором ставятся и
достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов.
При анкетировании, как и при других методах косвенного измерения используются шкалы. Они могут иметь значение "0", или начинаться с 1. Значения могут определяться как по возрастающей, так и по убывающей. Главное, автор должен описать принятую им систему шкалирования. По этому принципу строится ряд методов опроса.
|
|
Ряд методов опроса:
1)Метод ранговых оценок – он заключается в том, что измеряемые явления, свойства, качества – любая изучаемая информация – располагается респондентом (опрашиваемым) в порядке возрастания или убывания величины признака. Каждому признаку приписывается число, обозначающее место в ряду, по "рангу".
2)Метод выбора или голосования. Используется в том случае, когда респонденту предлагают из названного списка объектов, показателей, признаков и т.д. выбрать те, которым он отдает предпочтение. Можно назвать несколько вариантов метода выбора: 1. Неограниченный выбор: число выборов определяет сам респондент. 2. Ограниченный выбор: предлагается выбрать не больше названного числа объектов из всех предлагаемых, например, не более 3-4. 3. Метод единственного выбора: предлагается выбрать только один объект из всех предложенных.
Он примен-ся для получения массовых суждений. Исследователь проводит в бол-й группе индви-ые беседы по заранее составленному вопроснику и записывает ответы.
Вопросы и вопросники (анкеты) могут быть:
1)открытого типа, в которых ответ формулируется самим опрашиваемым. Открытые вопросы являются обычно прямыми и выявляют непосредственно осознаваемые особенности испытуемых или их суждения по поводу исследуемых процессов.
2) полузакрытого типа, при работе с которыми ответ можно выбрать из предложенных вариантов или сформулировать свой собственный, если предложенные готовые ответы не устраивают респондента.
3)закрытого типа, когда опрашиваемым необходимо выбрать один из предлагаемых готовых ответов.
|
|
Разработка методики может опираться на принципы, описанные В.А. Ядовым.
1. Программная логика вопросов (т.е. содержание изучаемого в определенном объеме и последовательности) не всегда совпадает с логикой построения анкеты.В анкетном листе могут содержаться вопросы – "фильтры".
2. Учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это, прежде всего, относится к стилистике и лексике вопросов. Для массового опроса научные цели проводимой работы не раскрываются.
3. Одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Общие суждения, с которых начинается рассмотрение какого-либо предмета, явления, могут повлиять на оценку частных особенностей обсуждаемого, снизить ее.
4. Смысловые "блоки" анкетного листа должны быть примерно одного объема. Преобладание в одном из блоков количества вопросов или их сложность неизбежно сказывается на качестве ответов по другим блокам. При доминировании одного из блоков может произойти опосредованное давление на респодентов, а в результате этого – искажение полученной информации.
5. Распределение вопросов по степени их трудности.
Последовательность смысловых блоков, наиболее распространенная в анкете, такова (название блоков, разумеется, не дается):
Введение. Указывается кто проводит опрос (организация, учреждение, группа, лаборатория, институт). Для чего проводится опрос, как будут использоваться данные. Инструкция по заполнению анкеты и способ его возврата.
Цель опроса объясняется популярно без использования сложной или научной терминологии. Фраза: "Нас интересует то-то..." скорее отпугнет или насторожит респондента, чем вызовет у него желание помочь. Целесообразнее прибегнуть к такому обороту, который подчеркнет активную позицию самого опрашиваемого, например: "Ваши суждения помогут улучшить работу в такой-то области" или "Ваши ответы позволят изучить такую-то проблему". Не следует также озаглавливать анкету, а в конце указывать фамилии составителей.
Указание организации, проводящей опрос, и целей исследования достаточно для того, чтобы создать деловую атмосферу.
Вступительные вопросы. Они предназначены для того, чтобы заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу. Поэтому не следует сразу в самом начале анкеты ставить трудные или беспокоящие вопросы. Наиболее целесообразны вопросы событийного содержания общего характера. Не рекомендуется также начинать опрос с "паспортички". Сведения о демографических данных опрашиваемого полезно относить в заключение анкетного листа.
Заключительные вопросы. Чаще всего в этот блок включаются относительно нетрудные вопросы. Уместны здесь различные шкалы оценок и другая информация в закрытых вариантах. Открытые же вопросы требуют пространных ответов.
" Паспортичка " занимает последнюю страницу или последние строки. Сведения, полученные в паспортичке, при анализе анкет используются для их группировки по выделяемому признаку. Например, распределяются все опрашиваемые по стажу работы, по образованию, по профессии, по половой принадлежности, возрасту и т.п. Затем происходит анализ полученных материалов в выделенной группе, отыскивая общее или различное в высказываниях респондентов.
Метод анкетирование. Определение и особенности метода. Виды анкет. Место анкетирования в психолого-педагогическом исследовании. Разработка методики, подготовка и проведение, сбор и анализ результатов.
Анкетирование - метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений. Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений.
+ метода:
|
|
массовый характер
занимает мало времени
быстрая обработка полученных данных
стандартизированный характер
отсутствие живого контакта (т. е. исключается возможность внушения экспериментатора)
- метода:
отсутствие возможности уточнить ответ
Виды анкет:
Ражирование. Измеряемые явления, свойства, качества – любая изучаемая информация – располагается респондентом в порядке возрастания или убывания величины признака. Каждому признаку приписывается число, обозначающее место в ряду, по "рангу".
Метод выбора. Респонденту предлагают из названного списка объектов, показателей, признаков выбрать те, которым он отдает предпочтение. Можно назвать несколько вариантов метода выбора:
1. Неограниченный выбор: число выборов определяет сам респондент. Из названных объектов можно выбрать неограниченное количество.
2. Ограниченный выбор: предлагается выбрать не больше названного числа объектов из всех предлагаемых.
3. Метод единственного выбора: предлагается выбрать только один объект из всех предложенных. Метод выбора прост в обработке, т.к. достаточно подсчитать частоту выборов каждого объекта, на основе которого произведено шкалирование.
Структура анкеты:
1 Приамбула. Указывается кто проводит опрос (организация, учреждение, группа, лаборатория, институт). Цель опроса, как будут использоваться данные. Инструкция по заполнению анкеты и способ его возврата. Цель опроса объясняется популярно без использования сложной или научной терминологии (прим. "Ваши суждения помогут улучшить работу в такой-то области" или "Ваши ответы позволят изучить такую-то проблему"). Во введении подчеркиваются гарантии анонимности анкетирования. Выражается благодарности за сотрудничество в проведении опроса.
2 Вопросы.
Вступительные вопросы. Они предназначены для того, чтобы заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу. Не следует сразу в самом начале ставить трудные или беспокоящие вопросы.
|
|
Заключительные вопросы. Чаще всего в этот блок включаются относительно нетрудные вопросы. Уместны здесь различные шкалы оценок и другая информация в закрытых вариантах.
3 Паспортичка. Занимает последнюю страницу или последние строки. Включает информацию о респонденте (пол, возраст, стаж, профессия, должность и т. д.). Сведения используются при анализе анкет для их группировки по выделяемому признаку. Например, распределяются все опрашиваемые по стажу работы, по образованию, по профессии, по половой принадлежности, возрасту и т.п. Затем происходит анализ полученных материалов в выделенной группе, отыскивая общее или различное в высказываниях респондентов.