Социометрия. Определение и особенности метода. Его место в психолого-педагогическом исследовании. Разработка методики, подготовка и проведение, сбор и анализ результатов

Социометрия используется для измерения определенных свойств группы как целостного образования. Термин "социометрия" связан с именем Дж. Морено, американским психологом, который в 30-е годы нашего века в контексте разрабатываемой им социопсихологической теории предложил социометрическую методику. Она получила широкое распространение за рубежом при изучении отношений в малых группах, а также в клиническом исследовании. Отечественные психологи, оценив недостатки и достоинства социометрической методики, подвергнув ее модификации (А.В. Петровский), применяют ее при изучении отношений между детьми.

Социометрическая методика применяется для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. В книге В.А. Ядова указывается, что методика может быть направлена на:

1)измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

2)выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутный";

3)обнаружение внутригрупповых подсистем – сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Разработка методики. Надежность методики зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, которые включаются в программу исследования. Она строится, исходя из специфики группы.

Устойчивость данных проверяется повторным проведением социометрии, их обоснованность определяется путем наблюдения реальных отношений в изучаемой группе. В исследовании должна быть гарантирована и обеспечена анонимность, т.к. изучение симпатий-антипатий, отношений и т.п. составляют интимную сторону жизни группы.

При изучении отношений детей дошкольного возраста социометрическая методика применялась под руководством Т.А. Репиной ("Секрет").

Еще одна разновидность социометрии оценочный эксперимент, так он назван в работе, выполненной под руководством Т.А. Репиной. Оценочный эксперимент может применяться в двух вариантах: с опорой на фотографии и без них, в форме беседы с использованием вопросов. Результаты, полученные в оценочном эксперименте, обрабатываются и разносятся в индивидуальные матрицы, а по ним могут составляться общегрупповые таблицы и социограммы по разным основаниям.

При изучении отношений детей дошкольного возраста социометрическая методика применялась в исследованиях Я.Л. Коломинского ("Выбор в действии") и под руководством Т.А. Репиной ("Секрет").

Метод изучения продуктов детской деятельности. Определение и особенности метода. Его место в психолого-педагогическом исследовании. Разработка методики, подготовка и проведение, сбор и анализ результатов.

Изучение продуктов деятельности — это исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Исследователь не вступает в контакт с исследуемым, а изучает результаты его деятельности.

Продуктами деятельности могут являться рисунки, аппликации, постройки, поделки, деские рассказы, сочинения, модели. Например, детские рисунки за определенный период могут показать степень продвижения ребенка по пути формирования навыков, умений; можно охарактеризовать способности ребенка – творческие, умение выстраивать композицию, использовать различные приемы для рисования, использования цвета и т.д.

Этот метод позволяет судить о достижениях в конкретном виде деятельности и процессе выполнения этой деятельности.

При изучении продукта деятельности ребенка всегда учитывается, как протекал процесс его создания. В продуктах деятельности ребенка отражается его внутренний мир, мысли, переживания, представления.

Требования к методу: 1) анализируя продукты деятельности, следует установить, являются ли они результатом типичной, характерной для данного человека деятельности или созданы случайно; 2) необходимо знать, в каких условиях протекала деятельность; 3) анализировать не единичные, а многие продукты деятельности.

Сочетание метода изучения продуктов деятельности с наблюдением, экспериментом дает возможность изучать особенности и последовательность выполнения действий в процессе деятельности. Это позволяет получить представление не только о механизмах выполнения действий, но и об условиях выполнения деятельности. Поскольку единичный успешный продукт деятельности может быть получен случайно, желательно проведение анализа разных продуктов деятельности одного и того же испытуемого. Сохранение продуктов деятельности обеспечивает возможность их последующего сравнения, оценки

динамики и результатов развития.

Метод изучения педагогической документации. Определение и особенности метода. Его место в психолого-педагогическом исследовании. Разработка методики, подготовка и проведение, сбор и анализ результатов.


Изучение литературы, рукописей, документов, материалов на электронных носителях и других источников как средств, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, обнаружения белых пятен, неясностей в разработке вопроса.Тщательное изучение материалов помогает зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.

К документации могут относиться планы учреждения и педагогов, медицинские карточки детей, эпикризные листы, меню, документация медицинских сестер, планы педагогов дополнительного образования, протоколы педагогических советов, материалы консультаций, семинаров-практикумов и др. Первичное ознакомление с документами и другими источниками должно дать представление о проблематике, основном содержании того или иного вопроса.

Изучение документов продолжается в ходе всего исследования. Вновь обнаруженные факты побуждают по-новому продумывать и оценивать содержание изученных источников, стимулируют внимание к вопросам, на которые ранее не было обращено достаточно внимания. Основательная документальная база исследования – важное условие его объективности и глубины.

Выпускная квалификационная работа. Виды ВКР и организация работы. Требования к анализу результатов исследования. Оформление текста ВКР, подготовка к защите. Процедура защиты и презентации ВКР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: