Определите понятия: отзыв, рецензия, характеристика, экспертная оценка. Их место в педагогическом исследовании. Требования к оформлению

Отзыв — анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта.

Рецензия — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку. Особой разновидностью рецензии является научная рецензия, или рецензия на научную работу. Предметом рецензии выступают информационные явления — книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.

Процесс создания рецензии. 1.Восприятие произведения — непосредственно-эмоциональный акт коммуникативного общения с произведением;

2.Размышление над прочитанным, увиденным, услышанным; «разъятие гармонии» (по В. Г. Белинскому) — практическое осуществление анализа, то есть определение темы и идеи произведения, системы образов, выражающих замысел художника, структурно-композиционных особенностей произведения, характера конфликта как его движущей силы, своеобразие языка и стиля;

3.Собственно написание текста. Анализируя конкретное сочинение, рецензент обязан вписать его в художественный процесс, в художественную традицию, художественную моду. Сделать это можно с помощью разных подходов: на жанровом уровне — анализируемый роман соотнести с эволюцией жанра; на биографическом уровне — рассматриваемую вещь вписать в творческую биографию художника; на тематическом уровне — сопоставить разработку художником определенной проблемы с тем, что уже сказано по данной теме; на уровне образов — показать эволюцию героя в системе образов мирового искусства (или данного отрезка времени).

Для определения целевой функции рецензирования автор, рассматривает литературную рецензию и ставит два вопроса:

1) Читал ли адресат книгу, которая рецензируется? - ответ на него позволяет различить послесловие и предисловие. 2) Советуем ли мы ему её прочесть? - отрицательные рецензии не нужны. Кроме того, положительная рецензия имеет в своей основе впечатление читательского восторга, говоря иначе, глубокий литературный контакт или, говоря проще, литературу. Факт искусства. Отрицательная сообщает нам об отсутствии контакта. Отсутствии чуда. При подготовке публикации рецензент может активно привлекать элементы исторического, психологического, социологического анализа, что сделает выступление более актуальным, более весомым.

Экспертная oценка. Существует большое количество апробированных методов педагогической экспертизы. Основными являются:

1)индивидуальная экспертная оценка, которая определяется экспертом в результате беседы по заранее сформулированным вопросам или анкете;

2)морфологический экспертный метод предполагает выделение в исследуемом объекте основных структурных элементов и рассмотрение их различных комбинаций, например, при изучении качества педагогической подготовки будущего учителя;

3)рейтинг определяют как экспертный метод косвенного наблюдения, состоящий в изучении явления через оценку «судей-наблюдателей»;

4)метод самооценки предполагает оценку субъектом экспертизы своих способностей по заданной шкале;

5)метод педагогического консилиума является разновидностью методов рейтинга и самооценки, предусматривающий коллективное обсуждение результатов;

6)метод групповых экспертных оценок коллективная экспертная оценка, широко используемая при внешней экспертизе (например, аттестация педагогических кадров, образовательного учреждения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: