Раскройте понятия: таблицы, схемы, графики, диаграммы. Их место в педагогическом исследовании. Требования к оформлению

Диаграмма - графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации с применением различных приёмов техники визуализации.

Виды диаграмм: столбиковые, секторные и диаграммы Венна.

Столбиковые диаграммы, называемые еще ленточными, изображают зависимость величин в виде прямоугольников одинаковой ширины, вытянутых вверх. Высота столбика соответствует изображаемой величине. Количество столбиков зависит от количества и времени сделанных замеров. Как правило, такие диаграммы используются при многократных замерах одних и тех же показателей, но распределенных во времени или пространстве. Возможно соединение столбиковых диаграмм в одну, например, при показе результатов контрольной и экспериментальной групп в эксперименте.

Секторная диаграмма - это круг, разделенный на секторы в соответствии с изображаемыми ими величиной. Такие диаграммы делаются с рисунками на каждом секторе, изображающими замеряемую величину. Используются секторные диаграммы при распределении чего-то целого между кем-то или чем-то другим. Например, если все ошибки учащихся в контрольной работе принять за сто единиц, то их можно поделить по видам: количество ошибок на приставки, на непроверяемую согласную в корне слова, на правописание суффиксов и т. д.

Диаграмма Венна - это геометрическое изображение отношений объемов понятий или других величин между собой посредством пересекающихся или входящих друг в друга контуров. Таким образом удобно показывать соотношение понятий, зоны формирования анализируемых ситуаций, качеств, состояний.

Требования к диаграммам: максимальная наглядность (размер, четкое расположение); красочность (цвет, рисунки); способность автономно, без текста, читаться и пониматься; краткость. Диаграммы подписываются снизу словом «Рис.» с соответствующим номером и названием, выражающим их содержание.

Таблица - это графическая форма представления количественных показателей или терминологических описаний в предельно сжатой форме. Она строится на основании функциональных зависимостей каких-либо данных и потому может интерпретироваться и предоставлять новую информацию.

Таблицы состоят из текстов и цифровой части. Текстовая часть - это заголовки разделов (графов). Цифровая часть - числа и их соотношение.

В структуре таблицы выделяют головку - словесную информацию в заголовках граф. Это те явления и предметы, которые будут характеризоваться количественно. Как правило, это делается в боковом заголовке. В таблицу также входят вертикальные столбцы - графы для помещения чисел. Эта часть таблицы называется сказуемым. Заголовки граф входят в головку таблицы.

Первый граф, как правило, указывает порядковый номер замеряемого положения и обозначается как ПП или п/п. Второй граф - это боковой заголовок, указывающий на то, что замеряется. Третий и последующие графы - это сказуемое о подлежащем, то есть том, что замеряется и что указывается в боковом заголовке.

Виды таблиц:

1.простая таблица, содержащая перечень данных об одном явлении, например о количестве прочитанной детьми литературы в школьной библиотеке;

2.групповая таблица, где дети, читающие из школьной библиотеки литературу, делятся, например, по классам или по полу;

3.комбинированная таблица, где деление детей идет сразу по нескольким признакам;

4.шахматная таблица, где вертикальное деление одинаково с горизонтальным по содержанию.

Таблицы также подразделяются на однострочные и многострочные по числу горизонтальных строк одного содержания.

Все таблицы в тексте реферата, курсовой и дипломной работы имеют свою единую нумерацию. При этом в тексте делается сноска (см. табл. 3), а сама таблица имеет полное наименование: Таблица 3, проставленное в правом верху с последующим названием таблицы, выражающим ее содержание. Ни в том ни в другом случае знак № не ставится и точка тоже. Сам номер таблицы пишется арабскими цифрами.

Требования к содержанию таблицы: а) выбор существенных характеристик предмета изучения, то есть значимость подлежащего и сказуемого; б) точная группировка материала как в подлежащем, так и в сказуемом; в) сопоставимость данных, их однородность; г) точность всех данных.

Требования к построению таблицы: а) понятность, ясность, доходчивость; б) логичность; в) краткость и четкость заголовков подлежащего; в) лаконизм и экономичность.

Схема является иллюстративным графическим средством изложения содержания исследования. Схемы - это плоскостные фигуры (многоугольники, прямоугольники, круги) с надписями и линиями связи. Это приближенный наглядный образ устройства чего бы то ни было, структурная характеристика состояния чего-то. Схемы - это всегда соотношение частей в неком целом объекте.

Виды схем: а) схемы управления, когда рисуется структура управления каким-то объектом; б) близки схемам управления функциональные схемы, раскрывающие линии и направления зависимости составных частей; в) табличные схемы (лепестковой диаграммы Эпюра) с указанием точных данных об объекте схематизации; г) схемы построения, раскрывающие структуру чего-либо.

Схемы, как и другие графические материалы, кроме таблиц, подписываются как рисунки и имеют единую нумерацию со всеми другими рисунками. Помещаются они, как правило, под текстом, объясняющим схему и интерпретирующим ее. Ссылка в тексте на нее обязательна. Если схема большая, ее можно помещать в Приложении.

Требования к схемам: а) удобочитаемость; б) красочность; г) логичность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: