Цели, задачи и основные принципы аттестации педагогических и руководящих кадров в образовании

Идеи самоценности дошкольного детства и необходимости со­здания условий для полноценного проживания этого периода каж­дым ребенком, ориентация на повышение качества дошкольного образования предъявляют высокие требования к профессиональ­ной компетенции, мастерству и к самим личностным особенно­стям воспитателя и руководителя ДОУ.

Педагогическая и управленческая деятельности имеют свои осо­бенности, основанные на взаимосвязи субъектов, их взаимовлиянии. В процессе педагогического труда неизбежно формируется от­ношение как к его результату, так и к самому процессу.

Профессиональное самосовершенствование — процесс непре­рывный. Педагогическое мастерство, зрелость, профессионализм требуют постоянного развития педагогической рефлексии, само­оценки. Именно адекватная оценка труда со стороны самого пе­дагога и государства позволит обеспечивать повышение его каче­ства.

Средством мониторинга профессионализма педагогических и руководящих кадров в образовании выступает их аттестация на основе экспертной оценки деятельности аттестуемого.

Под аттестацией педагогических и руководящих работников госу­дарственных, муниципальных учреждений и организаций образо­вания понимается процедура установления соответствия деятель­ности работников учреждения образования требованиям установлен­ных квалификационных категорий и разрядов оплаты труда на осно­ве Единой тарифной сетки.

Главным механизмом аттестации является комплексная экспер­тная оценка уровня квалификации, педагогического и управленче­ского профессионализма и продуктивности деятельности работ­ников учреждений образования.

Цель аттестации работников образования — стимулирование ро­ста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогичес­кого и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности работников отрасли в ус­ловиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда.

К основным задачам аттестации относятся:

• целенаправленное непрерывное повышение профессиональ­ного уровня педагогических и руководящих работников;

• установление соответствия между качеством и оплатой труда;

• управление качеством образования для создания оптималь­ных условий развития личности.

Квалификационные характеристики являются основой для экс­пертной оценки деятельности аттестуемого.

В теории управления квалификационная категория рассматрива­ется как соответствующий нормативным критериям уровень квали­фикации, профессионализма и продуктивности педагогического (уп­равленческого) труда, позволяющий решать профессиональные за­дачи определенной степени сложности.

Критерии квалификационных категорий указывают на качествен­ные особенности уровня квалификации, профессионализма и про­дуктивности педагогического (управленческого) труда, а требова­ния к разрядам характеризуют дифференциацию специалистов од­ной категории с точки зрения стажа и образования. Специалист более высокого разряда получает и более высокую категорию. Сама категория также определяет те разряды, которые соответствуют специалисту данной категории.

Механизм профессионального роста, таким образом, предус­матривает движение как по разрядам, так и по категориям. При­чем движение по разрядам в пределах одной категории является условием перехода к другой категории. Специалист может претен­довать сразу на высшую категорию при условии, что он соответ­ствует требованиям всех предшествующих категорий.

Основными принципами аттестации являются:

  • добровольность аттестации на вторую, первую и высшую ква­лификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работ­ников;
  • обязательность аттестации руководящих работников и лиц, пре­тендующих на руководящую должность, на первую квалифи­кационную категорию;
  • открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педаго­гическим и руководящим работникам.

Технология экспертной оценки при аттестации педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений.

Нормативно-правовым документом, определяющим технологию экспертной оценки, является Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и му­ниципальных образовательных учреждений (приказ Министерства образования РФ от 26.06. 2000 № 1908).

Данное Положение определяет единую федеральную основу для разработки положений об аттестации в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образова­ниях, городах Москве и Санкт-Петербурге, министерствах и ве­домствах РФ.

Согласно данному документу аттестация проводится на основе обобщения итогов деятельности педагогических и руководящих ра­ботников, экспертной оценки уровня квалификации, профессио­нальной компетентности, продуктивности и качества педагогичес­кой и управленческой деятельности работника.

Основанием для включения в списки аттестуемых является лич­ное заявление работника с указанием квалификационной катего­рии, на которую он претендует, с обоснованием.

Процедура аттестации независимо от того, на какую квали­фикационную категорию претендует работник, проходит в два этапа.

Первый этап — обобщение итогов деятельности педаго­гических и руководящих работников, выявление профессиональ­ной компетенции, знания теории, методики воспитания и обу­чения детей дошкольного возраста, педагогической психологии. При аттестации руководящих работников важно выявить знание основ управленческой деятельности, тенденций развития совре­менной системы образования, новых педагогических технологий, правовых документов, определяющих работу учреждений образо­вания.

При аттестации вновь назначаемых руководителей дошкольных учреждений содержанием квалификационных испытаний на дан­ном этапе является проверка знаний правовых документов и тре­бований при лицензировании и аттестации образовательных уч­реждений, принципов и порядка аттестации педагогических кад­ров, понимания перспективы развития образовательного учрежде­ния, программы действий на начальном этапе его управления, наличия коммуникативной культуры.

Первый этап аттестации проводят Институт повышения квали­фикации, районные квалификационные комиссии. Выбор аттес­туемым квалификационных испытаний разнообразен: защита ре­ферата, авторских программ и разработок, собеседование, твор­ческий отчет и т.д.

Первый этап обязательной аттестации вновь назначаемых ру­ководителей проводится в форме собеседования, защиты программы развития образовательного учреждения.

Второй этап — экспертная оценка практической деятель­ности педагогических и руководящих работников. Предметом эк­спертизы на данном этапе являются коммуникативная культура, профессиональная компетентность и результативность деятельно­сти. Экспертная оценка может осуществляться путем выбора экс­пертами различных форм психолого-педагогической диагностики и изучения результативности профессиональной деятельности.

Экспертные группы образуются при аттестационных комиссиях:

  • центральной, создаваемой Министерством образования Россий­ской Федерации, а также федеральными ведомственными органа­ми управления образованием, — для аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федераль­ного подчинения на высшую и первую квалификационные кате­гории;
  • главной, создаваемой органом управления образованием субъекта Российской Федерации, — для аттестации педагогических и руко­водящих работников на высшую квалификационную категорию; педагогических и руководящих работников образовательных уч­реждений, находящихся в подчинении органов управления обра­зованием субъектов Российской Федерации, на первую квалифи­кационную категорию;
  • муниципальной, создаваемой соответствующим местным (муни­ципальным) органом управления образованием, — для аттеста­ции педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений на первую квалификационную кате­горию;
  • аттестационной комиссии, создаваемой образовательным учреж­дением, — для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию.

Критерии квалификационных категорий должностей педагоги­ческих работников дошкольных образовательных учреждений оп­ределены в Типовом положении об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреж­дений и организаций образования РФ (приказ МО РФ от 17.06.93 № 256).

На основании определенной системы критериев осуществляет­ся экспертная оценка следующих направлений деятельности педа­гогических и руководящих работников:

• организация личностно-ориентированного взаимодействия с детьми;

• знание и использование современных педагогических техно­логий в работе с детьми;

• организация среды развития ребенка;

• осознание профессиональных смыслов и установок.

Экспертиза профессиональной компетентности осуществляет­ся на основе комплексной диагностики, которая предполагает ис­следование профессиональных установок, отношения к педагоги­ческой (управленческой) деятельности, уровня профессиональных знаний, умений и результатов деятельности. При этом эксперт должен помнить, что педагогическая экспертиза становится фак­тором совершенствования профессиональной компетентности, если помимо диагностической и контрольно-оценочной функций вы­полняет стимулирующую, прогностическую и конструктивную функции (С. С. Татарченкова).

Наблюдения деятельности педагога являются наиболее доступ­ным методом в ходе экспертной оценки. Практическая деятель­ность воспитателей оценивается также путем анкетирования ро­дителей воспитанников. Эксперты знакомятся с аналитическим ма­териалом, накопленным руководителем учреждения, самим педа­гогом. Предварительно составленные программы существенно об­легчают процесс наблюдения и последующий качественный и ко­личественный анализ его результатов.

С целью изучения отношения детей к воспитателю, которое в известной мере является косвенным показателем профессиональ­ного мастерства педагога, может быть использован детский рису­нок (Е.А. Панько). В этих целях эксперты предлагают такие темы; «Моя воспитательница», «Мой детский сад», «Я иду в детский сад» и т. д. Экспертная оценка строится на основе анализа детских ри­сунков. Дети, как правило, рисуют предпочитаемого (одного из двух) воспитателя, изображают его светлыми, яркими красками. Старшие дети детально вырисовывают его лицо, одежду. Груст­ное, тревожное состояние, негативное отношение к детскому саду и воспитателю ребенок передает серым, коричневым, черным, фиолетовым цветами. В этих случаях он изображает воспитателя более схематично, использует меньшее число деталей. Чем мень­ше ребенок и менее высок уровень его изобразительных умений, тем большее значение имеют слова, сопровождающие процесс рисования. Поэтому при анализе рисунков следует принимать во внимание не только сами графические изображения, но и словес­ные дополнения, пояснения к ним ребенка.

Метод анализа продуктов детской деятельности целесообразно использовать в комплексе с другими методами экспертной оценки деятельности педагога.

Для оценки деятельности руководителя дошкольного образова­тельного учреждения эффективны методика полярных шкал, метод опроса на основе оценочного «шкалирования» (рейтинг).

Для экспертной оценки методов руководства, стиля отноше­ния с коллегами и детьми целесообразно использовать опрос на основе оценочного «шкалирования» по степени выраженности того или иного качества (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов). Данная методи­ка состоит из двух частей.

В первой части представлен опросник, в котором предлага­ются утверждения, касающиеся воспитания и обучения дошколь­ников. Опрашиваемому предлагается оценить их по пятибальной шкале:

5 — полностью согласен с тем или иным утверждением;

4 — в большей степени согласен, чем не согласен;

3 — согласен и не согласен в равной степени;

2 — в большей степени не согласен, чем согласен;

1 — полностью не согласен.

Опросник

1. Строгий воспитатель лучше, чем нестрогий.

2. Воспитатель — главная фигура, от него зависят успех и эф­фективность воспитательной работы.

3. На занятиях и в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем.

4. Послушание детей — заслуга педагога.

5. Ребенок подобен глине: из пего можно лепить все, что угодно.

6. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя.

7. Основная цель воспитателя — реализовать требования про­граммы воспитания и обучения детей.

8. Центральная задача учебно-воспитательной работы — во­оружение детей знаниями, умениями и навыками.

9. Главное в работе педагога — добиться исполнительности детей.

10. Воспитание — это прежде всего требовательность к детям.

11. Поощрять следует только те желания и инициативы детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам.

12. Хорошая дисциплина — залог успеха в воспитании и обуче­нии детей.

13. Наказание — не лучшая форма воспитания, но оно необхо­димо.

14. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле.

Обработка результатов осуществляется путем суммирования баллов. Итоговый балл характеризует степень выраженности ори­ентированности на дисциплинарную или личностную модель взаи­модействия с детьми:

48 баллов и выше — выраженная ориентированность на дис­циплинарную модель взаимодействия с детьми;

43—47 баллов — умеренная ориентированность на дисципли­нарную модель;

38—42 балла — умеренная ориентированность на личностную модель;

37 баллов и ниже — выраженная ориентированность на лично­стную модель.

Вторая часть данной методики включает стандартизиро­ванное наблюдение, которое позволяет получить объективную ин­формацию о характере взаимодействия педагога с детьми. Эксперт, наблюдая за педагогом в различных ситуациях, фиксирует следу­ющие девять пар воздействий:

I) разрешает — 2) запрещает; 3) поощряет — 4) наказывает; 5) хвалит — 6) ругает; 7) организует — 8) дисциплинирует; 9) обращает внимание на ребенка — 10) игнорирует его; 11) помогает — 12) не оказывает помощи; 13) предоставляет самостоятельность — 14) контролирует; 15) просит — 16) требует (приказывает); 17) заинтересовывает ребенка — 18) не заинтересовывает.

Эти данные заносятся в специальную таблицу.

При обработке результатов подсчитывают общее количество воздействий (число галочек). Затем подсчитывают количество техПроявление того или иного качества отмечается галочкой. Мо­дальность отношения (ласковый или безразличный взгляд, теп­лый или холодный тон, улыбка или сердитое выражение лица) отмечается знаком «+» или «—». Или иных воздействий со знаком «+» или «—». Количество каждого типа воздействий делят на общее количество воздействий и округ­ляют до сотых долей. Например, из ста разных воздействий педагог 21 раз помогал детям охотно, с улыбкой, а 4 раза оказывал по­мощь раздраженно, без особого желания. Следовательно, внизу таб­лицы под графой «Помогает» пишем: число со знаком «+» 17: 100 = 0,17, а со знаком «-» 4: 100 = 0,04. Так же поступают со всеми другими воздействиями.

Затем складывают все числа со знаком «+» по параметрам: раз­решает, поощряет, хвалит, обращает внимание, организует, помо­гает, предоставляет самостоятельность, просит, заинтересовывает (параметры с 1-го по 9-й). Получают итоговое число, например 0,89. Затем складывают все числа со знаком «—» по этим же пара­метрам, получают итоговое число, например 0,02. То же делают по параметрам с 10-го по 18-й со знаком «+», получают, например 0,06, и со знаком «—», например 0,03. В сумме все четыре числа должны составить единицу:

0,89 + 0,02 + 0,06 + 0,03 = 1.

Затем из первого полученного числа (0,89) вычитают последнее (0,03), получают число, которое характеризует степень ориентиро­ванности воспитателя на дисциплинарную или личностную мо­дель взаимодействия с детьми (0,89 — 0,03 = 0,86).

0,86—1,00 — выраженная ориентированность на личностную модель;

0,73 — 0,85 — умеренная ориентированность на личностную модель;

0,62 — 0,72^— умеренная ориентированность на дисциплинар­ную модель;

0,61 и ниже — выраженная ориентированность на дисципли­нарную модель.

Выводы о характере и степени выраженности ориентированно­сти педагога на ту или иную модель взаимодействия с детьми де­лают на основе сопоставления данных, полученных с помощью первой и второй части методики.

42 балла и ниже (по первой части); 0,73 — 1,00 (по второй час­ти) — педагоги, ориентированные на личностную модель и реали­зующие ее на практике;

42 балла и ниже; 0,72 и ниже — педагоги, ориентированные на личностную модель, но на практике реализующие дисциплинарную;

43 балла и выше; 0,73—1,00 — педагоги, ориентированные на дис­циплинарную модель, но на практике реализующие личностную;

43 балла и ниже; 0,72 и ниже — педагоги, ориентированные на дисциплинарную модель и реализующие ее на практике.

Важную информацию о психологическом микроклимате в до­школьном учреждении, сложившихся отношениях сотрудников эк­сперты могут получить с помощью опроса, анкетирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: