Этап 3: Выбор стратегии развития межличностных отношений на основе типологии

Использование разнообразия, как условия синергии

Внимание студентов снова обращается на тот факт, что в типологии нет хороших или плохих типов. Имея сильные или слабые стороны, каждый из типов обеспечивает удивительное разнообразие мира, которое собственно и является предпосылкой развития. Только разнообразие обеспечивает такое взаимодействие, когда уникальный вклад каждого в итоге позволяет получить синергетический эффект.

Оптимизация выбора стратегий на основе типологии

Выбор стратегии межличностного взаимодействия может быть значительно оптимизирован предварительным анализом типов, поскольку это помогает:

1. добиваться соответствия индивидуальных возможностей и общих потребностей, учитывая сильные и слабые стороны каждого;

2. организовывать собственный труд, оценив достоинства и недостатка в контексте поставленных задач;

3. быстрее и эффективнее разрешать конфликты, ища в них не межличностные проблемы, а проявления типологических свойств;

4. правильно вести себя во время беседы, выслушивая различные точки зрения и различные требования и умея отличать правду от искусного манипулирования;

5. преодолевать этические проблемы, придя к пониманию того, что почти каждый тип личности по-своему рассматривает этическую ситуацию;

6. устранять возникающие на работе конфликты, давая каждому человеку работать в своей собственной манере;

7. более реалистично ставить задачи организационного характера за счет включения в них широкого спектра перспективных задач, запросов и идей; относится терпимее к срокам выполнения работы в связи с разным восприятием времени разными типами;

8. уменьшить число стрессов: то, что может воодушевить и придать силы одному, вызывает стресс и подавляет другого.

Командная работа по созданию описаний типов для обеспечения оптимального выбора

Чтобы выбрать оптимальную стратегию, необходимо, прежде всего, корректно идентифицировать тип. Студентам предлагается, разделившись на 4 проблемные группы создать списки ключевых слов, описывающих разницу между типами на основе полученной ранее информации в сочетании с собственным опытом. Затем студенты собираются на общий сбор, где докладывают о результатах своей работы всей группе и в ходе обсуждения создают ориентировочные списки, помогающие идентифицировать конкретные типы в процессе выбора оптимальной стратегии межличностного взаимодействия. Окончательная работа над списками производится в технике наложения когнитивных схем, где предложенные студентами списки накладываются на общественно выработанные. Примеры списков приведены в таблицах 3.6.1, 3.6.2, 3.6.3 и 3.6.4.

Экстраверты (Е) Интроверты (I)
Общительность Активное взаимодействие Внешний Широта Экстенсивный Обширные связи Расходование энергии Внешнее выражение Разговорчивый Говорят, потом думают Замкнутость Сосредоточенность Внутренний Глубина Интенсивный Ограниченные связи Сохранение энергии Внутренняя реакция Задумчивый Думают, потом говорят

Таблица 3.6.1 Ключевые слова, описывающие разницу между

Экстравертами и Интровертами


Таблица 3.6.2 Ключевые слова, описывающие разницу между

Сенсорным и Интуитивным типами

Сенсорный (S) тип Интуитивный (N) тип
Последовательный Ориентирован на настоящее Реалистичный Трудная работа Фактический Земной Реальные факты Практичность Конкретный Спонтанный Ориентирован на будущее Философский Вдохновение Концептуальный Парящий в облаках Фантазия Оригинальность Обобщающий

Таблица 3.6.3 Ключевые слова, описывающие разницу между

Мыслительным и Чувствующим типами

Мыслительный (T) тип Чувствующий (F) тип
Объективный Твердый Ориентирован на законы Принцип Справедливость Система Аналитический Установка Беспристрастный Субъективный Мягкосердечный Ориентирован на обстоятельства Убеждение Гуманизм Гармония Чуткий Общечеловеческая ценность Вовлеченный

Таблица 3.6.4 Ключевые слова, описывающие разницу между

Решающим и Воспринимающим типами

Решающий (J) тип Воспринимающий (P) тип
Урегулированный «Решено» Ригидный Управлять Закрытость Спланированный Структура Определенный «Предельный срок» Нерешенный «Поживем – увидим» Гибкий Адаптироваться Открытость Неокончательный Процесс Ориентировочный «Что еще за срок?»

Полученные ориентиры для определения типа позволяют оптимизировать процесс выбора необходимых стратегий, обеспечивающих жизнедеятельность студентов. Далее, на этапе практик студенты смогут определить тип своего рабочего дня и сопоставить его с собственным типом, с тем, чтобы осуществить выбор оптимальной организации своего рабочего времени. Студентам будет также дана возможность выбора оптимальной стратегии принятия решений, основанной на принципах типологии. И, наконец, понимание типов, позволит оптимизировать выбор стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации и направить ее в конструктивное русло.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: