Социология образования может быть представлена в виде двух структур:
1) теоретико-концептуальное содержание:
• основные категории: культура, образование, воспитание, социализация, учение, личность;
• социальная детерминация образования, социокультурная организация сферы образования, эффективность образования;
2) технологическая последовательность познавательной деятельности:
• теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;
• методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование, проектирование;
• фактический материал: данные диагностики и прогнозирования;
• проекты и модели социокультурной деятельности.
На какие вопросы отвечают социологические исследования в сфере образования:
• Почему происходят те или иные процессы в сфере образования?
• Почему люди учатся, кто учится, чему?
• Какова роль образования в общественном развитии?
• Какие процессы сопутствуют модернизации образования; каковыми могут быть ее социальные последствия?
Социологи, изучающие образование, пытаются дать ответы на эти и многие другие вопросы. Социологические исследования в образовании имеют свои специфические задачи:
• изучение потребностей в образовании, понимание и оценка его роли в жизни общества и личности;
• оценка уровня и качества знаний в контексте их социальной значимости;
• отношение общества и обучающихся к образованию, изучение его социальной ценности;
• выявление роли образования как фактора социальной мобильности и дифференциации;
изучение влияния образования на ценностные ориентации и интересы и пр