Общие представления о структуре, функциях конфликта в организации. Функции трудовых конфликтов

Функции трудовых конфликтов

1.Трудовой конфликт влияет на баланс индивидуальных, групповых, коллективных интересов и вносит вклад в социальную интеграцию предприятия. Конфликт рабочих с администрацией, с одной стороны, усиливает их конфронтацию, а с другой – способствует внутригрупповой солидарности и сплочению рабочих.

2.Трудовые конфликты выполняют сигнальную функцию, вскрывая наиболее острые противоречия в жизни коллектива; предупреждает застой индивидуальной и групповой жизнедеятельности, стимулирует их;

3. Существует инновационная, творческая функция трудового коллектива. С его помощью можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного развития коллектива.

4. Социально-психологическая функция трудового конфликта состоит в том, что он приводит к изменению социально-психологического климата, сплоченности, авторитета, взаимного уважения.

Можно также добавить нормотворчество, группообразование, социализация и адаптация индивидов и групп.

Динамика конфликта в организации

Конфликт-социальное явление, поэтому он может быть рассмотрен как процесс, протекающий во времени. Конфликт имеет определенные этапы и периоды с определенной динамикой. Динамика конфликта представляет собой ход развития, его изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта и внешних условий. В динамике конфликта выделяют следующие периоды и этапы:

Предконфликт (латентный период):

-Возникновение объективной проблемной ситуации;

-Осознание объективной проблемной ситуации;

-Попытки решить проблему неконфликтными способами;

-Предконфликтная ситуация.

Собственно конфликт (открытый период):

-Инцидент

-Эскалация

-Сбалансированное противодействие

-Завершение конфликта

Послеконфликтная ситуация (латентный период):

-Частичная нормализация отношений;

-Полная нормализация отношений

Все эти этапы могут иметь различную длительность: от нескольких минут до десятилетий. (Некоторые этапы могут отсутствовать, например, после инцидента одна из сторон уступает и конфликт завершается). Разделение конфликта на периоды позволяет рассматривать его как явление со сложной динамикой.

Психологический механизм эскалации конфликта

Эскалация конфликта – это та его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, завершением конфликта.

Эскалация конфликта происходит по схеме:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: