В организации крайне важно, чтобы социально-психологический климат в коллективе оказывал благоприятное воздействие на качество совместной деятельности людей.
Практический психолог проводит консультирование руководителей различного уровня с целью повышения их социально-психологической компетентности. Одной из ее составляющих выступает конфликтологическая компетентность. Она включает в себя: понимание природы противоречий и конфликтов между людьми; формирование у себя и подчиненных конструктивного отношения к конфликтам в организации; обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях; умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации; умение предвидеть возможные последствия конфликтов; умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты; наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов наличие навыков управления конфликтными явлениями
Практический психолог проводит обучение персонала навыкам бесконфликтного общения.
|
|
Это тренинги или специальные занятия, на которых сотрудники учатся говорить о том, что их не устраивает, не задевая личностных интересов друг друга. Классические психологи предлагают использовать метод "Я-высказывания". Это способ передачи другому лицу вашего отношения к определенной проблеме так, чтобы другой человек изменил свое отношение, но не провоцировал конфликт.
Компоновка заявления от "я" состоит из события, реакции человека, предпочитаемого для него исхода. "Я-высказывание" полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, недоволен, раздражен, хочет свое недовольство выразить, но в цивилизованной форме.
В предконфликтной (противоречивой) ситуации психолог должен:
– уметь оценить и объяснить возникающие проблемные ситуации, не допустить перехода к конфликтному взаимодействию.
В конфликтной ситуации:
- помочь снять депрессивные состояния, вспышки гнева, ярости, агрессии у сотрудников, чувство вины у ответственных лиц;
Практический психолог может оказать помощь в разработке приказов и инструкции (психологическая составляющая), которые могут быть использованы для разрешения типичных конфликтных ситуаций, что позволит работникам защитить и отстоять свои интересы, не создавая конфликт.