Структуралистская парадигма рассматривает общество как целост-
ность (самодостаточность), которая обеспечивается его главными структура-
ми, среди которых выделяются: социальные системы (общественные инсти-
туты); культурная система как регулятивная сила; поведенческие системы,
задающие принципы и правила; личностные системы (как репертуар ролей и
личностные мотивации). Общественная жизнь представляет собой бесконеч-
ное множество взаимодействия людей и переплетения этих взаимодействий.
И главная задача социологии с этих позиций – это изучение механизма и
структуры социальной системы, которые обеспечивают социальный порядок,
равновесие, стабильность и выживаемость системы и различных подсистем
общества. Общим свойством системы является взаимозависимость. Взаимо-
зависимость – это определенный порядок взаимодействия между элементами,
входящими в систему, то есть существование контроля, ограничение в пове-
дении, учет поведения других. Все системы действуют в сложном взаимодей-
|
|
ствии со средой. Любая система имеет внутреннюю и внешнюю ориентации.
Внутренняя ориентация системы связана с таким ее свойством, как консума-
торность (накопление энергии для достижения целей, то есть рациональной
энергии: информации, знаний и т.д.). Внешняя ориентация системы связана с
адаптацией и интеграцией. При наложении осей ориентации (Т. Парсонс)
возникает инвариантный набор функциональных проблем: адаптация, целе-
достижение, интеграция, воспроизводство структуры, снятие напряжения.
Таким образом, применительно к образованию структуралистская пара-
дигма позволяет рассматривать образование, прежде всего, как социальный
институт через его структуру, состоящую из элементов, находящихся во
взаимосвязи и взаимовлиянии, несущих в себе объективное и субъективное,
находящееся в единстве. Такой подход к образованию позволяет видеть ме-
сто образования как части целого (общества) и его роль (функцию) в обеспе-
чении порядка, равновесия, стабильности в выживаемости как самой соци-
альной системы (общества), так и ее различных подсистем.
В рамках структуралистской парадигмы использование различных мето-
дов (в большей степени количественных, чем качественных) позволяет про-
водить более глубокое изучение среды образования. Эта среда образования
может рассматриваться на трех уровнях: макро-, мезо-, микросреда; включать
в себя различные сегменты управления: управленческую среду, студенче-
скую/ученическую среду, родительскую среду.
Исследование образования как социального института при помощи
|
|
структуралистской парадигмы позволяет выявить следующее:
1) позиции образования как структурирующей структуры со своими
конкретными свойствами (способность к самовоспроизводству, единство
объективного и субъективного, управляемость со стороны органов власти и
управления);
2) как происходит структурная трансформация образования под воз-
действием экономических, социально-политических, социокультурных фак-
торов;
3) образование как факт бытия (морфология) и факт сознания (субъек-
тивные диспозиции).
В рамках этой парадигмы можно выявить и особенности изучаемых со-
циальных групп – участников образовательного процесса, а именно:
• наличие субгрупп, причины образования, их состав и размер, особен-
ности (фактическую продолжительность существования, ожидаемую про-
должительность, периодизацию функционирования), степень влияния, обо-
собленные интересы и причины их образования, параллельные отношения;
• систему формального/неформального контроля (правила-законы, пра-
вила-нормы, правила-обычаи), объективные факторы сплоченности;
• степень и глубина дифференциации (распределение властных полно-
мочий, техническое оснащение, количество ступеней власти, иерархия).