Структуралистская парадигма осциологии образования

Структуралистская парадигма рассматривает общество как целост-

ность (самодостаточность), которая обеспечивается его главными структура-

ми, среди которых выделяются: социальные системы (общественные инсти-

туты); культурная система как регулятивная сила; поведенческие системы,

задающие принципы и правила; личностные системы (как репертуар ролей и

личностные мотивации). Общественная жизнь представляет собой бесконеч-

ное множество взаимодействия людей и переплетения этих взаимодействий.

И главная задача социологии с этих позиций – это изучение механизма и

структуры социальной системы, которые обеспечивают социальный порядок,

равновесие, стабильность и выживаемость системы и различных подсистем

общества. Общим свойством системы является взаимозависимость. Взаимо-

зависимость – это определенный порядок взаимодействия между элементами,

входящими в систему, то есть существование контроля, ограничение в пове-

дении, учет поведения других. Все системы действуют в сложном взаимодей-

ствии со средой. Любая система имеет внутреннюю и внешнюю ориентации.

Внутренняя ориентация системы связана с таким ее свойством, как консума-

торность (накопление энергии для достижения целей, то есть рациональной

энергии: информации, знаний и т.д.). Внешняя ориентация системы связана с

адаптацией и интеграцией. При наложении осей ориентации (Т. Парсонс)

возникает инвариантный набор функциональных проблем: адаптация, целе-

достижение, интеграция, воспроизводство структуры, снятие напряжения.

Таким образом, применительно к образованию структуралистская пара-

дигма позволяет рассматривать образование, прежде всего, как социальный

институт через его структуру, состоящую из элементов, находящихся во

взаимосвязи и взаимовлиянии, несущих в себе объективное и субъективное,

находящееся в единстве. Такой подход к образованию позволяет видеть ме-

сто образования как части целого (общества) и его роль (функцию) в обеспе-

чении порядка, равновесия, стабильности в выживаемости как самой соци-

альной системы (общества), так и ее различных подсистем.

В рамках структуралистской парадигмы использование различных мето-

дов (в большей степени количественных, чем качественных) позволяет про-

водить более глубокое изучение среды образования. Эта среда образования

может рассматриваться на трех уровнях: макро-, мезо-, микросреда; включать

в себя различные сегменты управления: управленческую среду, студенче-

скую/ученическую среду, родительскую среду.

Исследование образования как социального института при помощи

структуралистской парадигмы позволяет выявить следующее:

1) позиции образования как структурирующей структуры со своими

конкретными свойствами (способность к самовоспроизводству, единство

объективного и субъективного, управляемость со стороны органов власти и

управления);

2) как происходит структурная трансформация образования под воз-

действием экономических, социально-политических, социокультурных фак-

торов;

3) образование как факт бытия (морфология) и факт сознания (субъек-

тивные диспозиции).

В рамках этой парадигмы можно выявить и особенности изучаемых со-

циальных групп – участников образовательного процесса, а именно:

• наличие субгрупп, причины образования, их состав и размер, особен-

ности (фактическую продолжительность существования, ожидаемую про-

должительность, периодизацию функционирования), степень влияния, обо-

собленные интересы и причины их образования, параллельные отношения;

• систему формального/неформального контроля (правила-законы, пра-

вила-нормы, правила-обычаи), объективные факторы сплоченности;

• степень и глубина дифференциации (распределение властных полно-

мочий, техническое оснащение, количество ступеней власти, иерархия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: