Предпоссылка возникновения социологии образования

Социально-экономические предпосылки социологии образования

х Говоря О социально-экономических предпосылках социологии образования, отметим прежде всего развитие капиталистического общества его экономики, социальной сферы, системы образования. Для конца XIX — начала XX в. характерны бурная индустриализация и мошная концентрация капитала, Появление принципиально новых технологий промышленного производства, которые резко увеличивают производительность труда, обусловливают возникновение поточного и конвейерного производства. Эти процессы сопровождаются

стремительной урбанизацией. Быстро растет материальное благосостояние населения развитых капиталистических стран. Наряду с этим усиливается его социальная дифференциация. Стратификация общества, особенно по такому показателю, как уровень доходов и богатства, становится все более дробной. Появляются новые социальные

слои, формируется средний класс.

Всплеск исследовательского интереса к образованию связан прежде всего с изменением его роли и места в жизни общества. Превратившись в одну из определяющих сфер социального и личностного развития, образование потребовало громадных инвестиций для своего широкого распространения, для внедрения обязательных по отношению к детям и подросткам форм и уровней обучения. Став массовым, почти всеобщим, образование превратилось в особую сферу духовной

жизни, специфическую отрасль духовного производства, проявив вместе с тем свою абсолютную необходимость и возрастающую роль для развития экономики.

Потребности материального производства в образованных работни-

ках самого разного уровня обученности, квалификации, подготовки привели к формированию многоступенчатой, производственно и социально детерминированной системы допрофессионального и профессиионального образования. Эта система оказалась весьма капиталоемкой и

потребовала как от государства, так и от частных лиц заинтересованных в развитии образования создания серьезных затратных Механизмов для ее развития.

Описанные процессы характерны для США и ведущих европейских

стран, особенно Англии, Германии, Франции. Именно в них возникает

потребность в новой системе образования и подготовки квалифицированных кадров для промышленного производства и управления. Совершенствование системы образования повлекло за собой его научнотеоретической анализ и эмпирическое исследование.

Научные предпосылки социологии образования

Образование привлекало растущее внимание многих, исследователей

и стало предметом изучения ряда наук и их отраслей. Началось осмысление тесной связи между развитием науки и состоянием образования. Перспективы его прогресса и вклад общества государства в этот процесс привели к дифференциации научного знания об образовании.

Характеризуя предпосылки социологии образования, необходимо иметь в виду и другие процессы, связанные прежде всего с развитием самой социологической науки. Здесь мы исходим из общей ситуации, сложившейся в социологии в целом. Ее отраслевая дифференциация, отпочкование от социологии отдельных сфер научного исследования, постепенно превращавшихся в относительно самостоятельные области знания социология города, индустриальная социология, социология труда, социология досуга, социология образования и т.д., могли происходить только после появления в качестве особой линии развития социологической науки эмпирической социологии. Поскольку институционализация эмпирической.

социологии, ее общественное признание произошли лишь в 20-х гг.XX в. что было связано в первую очередь с исследованиями Чикагской социологической школы, верным, на наш взгляд, является

подход, согласно которому возникновение первых отраслей социологической науки среди которых, конечно же, занимает свое достойное место и социология образования происходило в уже названный выше период времени.

Существуют и иные точки зрения, касающиеся времени появления социологии образования, которые отодвигают срок ее возникновения на несколько десятилетий назад. Так, А.М. Осипов считает, что распространение новой отрасли науки началось уже в конце XIX в., ссылаясь на работы американских исследователей Д. Снеддена, Дж. Холла, Г. Сузалло, У. Смита и других с симптоматичными названиями — Образование и общество, Социология образования, Образовательная социология и т.д.1 По нашему мнению, упомянутые авторы и их работы должны характеризоваться, наряду другими, более ранними социологическими трактовками образования в качестве важной предпосылки конституирования рассматриваемой отрасли социологической науки.

С учетом сформулированного нами выше подхода к вопросу о сроках возникновения социологии образования и ее теоретических предпосылках необходимо рассматривать в качестве последних прежде всего трактовки образования в позитивистской и натуралистической социологии XIX в. Здесь немалое значение имеют взгляды О. Конта, Г. Спенсера и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: