Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Предпоссылка возникновения социологии образования




Социально-экономические предпосылки социологии образования

х Говоря О социально-экономических предпосылках социологии образования, отметим прежде всего развитие капиталистического общества его экономики, социальной сферы, системы образования. Для конца XIX — начала XX в. характерны бурная индустриализация и мошная концентрация капитала, Появление принципиально новых технологий промышленного производства, которые резко увеличивают производительность труда, обусловливают возникновение поточного и конвейерного производства. Эти процессы сопровождаются

стремительной урбанизацией. Быстро растет материальное благосостояние населения развитых капиталистических стран. Наряду с этим усиливается его социальная дифференциация. Стратификация общества, особенно по такому показателю, как уровень доходов и богатства, становится все более дробной. Появляются новые социальные

слои, формируется средний класс.

Всплеск исследовательского интереса к образованию связан прежде всего с изменением его роли и места в жизни общества. Превратившись в одну из определяющих сфер социального и личностного развития, образование потребовало громадных инвестиций для своего широкого распространения, для внедрения обязательных по отношению к детям и подросткам форм и уровней обучения. Став массовым, почти всеобщим, образование превратилось в особую сферу духовной

жизни, специфическую отрасль духовного производства, проявив вместе с тем свою абсолютную необходимость и возрастающую роль для развития экономики.

Потребности материального производства в образованных работни-

ках самого разного уровня обученности, квалификации, подготовки привели к формированию многоступенчатой, производственно и социально детерминированной системы допрофессионального и профессиионального образования. Эта система оказалась весьма капиталоемкой и

потребовала как от государства, так и от частных лиц заинтересованных в развитии образования создания серьезных затратных Механизмов для ее развития.

Описанные процессы характерны для США и ведущих европейских

стран, особенно Англии, Германии, Франции. Именно в них возникает

потребность в новой системе образования и подготовки квалифицированных кадров для промышленного производства и управления. Совершенствование системы образования повлекло за собой его научнотеоретической анализ и эмпирическое исследование.

Научные предпосылки социологии образования

Образование привлекало растущее внимание многих, исследователей

и стало предметом изучения ряда наук и их отраслей. Началось осмысление тесной связи между развитием науки и состоянием образования. Перспективы его прогресса и вклад общества государства в этот процесс привели к дифференциации научного знания об образовании.




Характеризуя предпосылки социологии образования, необходимо иметь в виду и другие процессы, связанные прежде всего с развитием самой социологической науки. Здесь мы исходим из общей ситуации, сложившейся в социологии в целом. Ее отраслевая дифференциация, отпочкование от социологии отдельных сфер научного исследования, постепенно превращавшихся в относительно самостоятельные области знания социология города, индустриальная социология, социология труда, социология досуга, социология образования и т.д., могли происходить только после появления в качестве особой линии развития социологической науки эмпирической социологии. Поскольку институционализация эмпирической .

социологии, ее общественное признание произошли лишь в 20-х гг.XX в. что было связано в первую очередь с исследованиями Чикагской социологической школы, верным, на наш взгляд, является

подход, согласно которому возникновение первых отраслей социологической науки среди которых, конечно же, занимает свое достойное место и социология образования происходило в уже названный выше период времени.

Существуют и иные точки зрения, касающиеся времени появления социологии образования, которые отодвигают срок ее возникновения на несколько десятилетий назад. Так, А.М. Осипов считает, что распространение новой отрасли науки началось уже в конце XIX в., ссылаясь на работы американских исследователей Д. Снеддена, Дж. Холла, Г. Сузалло, У. Смита и других с симптоматичными названиями — Образование и общество, Социология образования, Образовательная социология и т.д.1 По нашему мнению, упомянутые авторы и их работы должны характеризоваться, наряду другими, более ранними социологическими трактовками образования в качестве важной предпосылки конституирования рассматриваемой отрасли социологической науки.

С учетом сформулированного нами выше подхода к вопросу о сроках возникновения социологии образования и ее теоретических предпосылках необходимо рассматривать в качестве последних прежде всего трактовки образования в позитивистской и натуралистической социологии XIX в. Здесь немалое значение имеют взгляды О. Конта, Г. Спенсера и др.





Дата добавления: 2015-05-10; просмотров: 1925; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 7826 - | 6733 - или читать все...

Читайте также:

  1. Билет 7. Современный нравственный воспитательный идеал как высшая цель образования.
  2. Бихевиоризм:история возникновения и основные идеи
  3. Бюджетный дефицит: причины возникновения, пути преодоления.
  4. Бюджетный дефицит: причины возникновения, пути преодоления.
  5. В. Снижения риска возникновения опасных ситуаций.
  6. Взаимозависимость социологии и теории социальной работы в деятельности по защите интересов работников образования и учащихся
  7. Взаимосвязь теории социальной работы и социологии о контексте проблем оказания практической помощи нуждающимся семьям
  8. Возникновения научной философии
  9. Возникновения научной философии
  10. Возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
  11. Вопрос 1. Экономическая сущность и предпосылки возникновения внутреннего контроля.
  12. Вопрос 1.Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения.


 

34.229.194.198 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.001 сек.