Феноменологическая парадигма в социологии образования

Феноменологическая парадигма. Теоретическим фундаментом данной

парадигмы является феноменология Э. Гуссерля. Эта парадигма включает в

себя понимающую социологию (А. Щютц), символический интеракционизм

(Дж. Мид, Ч. Кули, Томас), этнометодологию, социальную конструкцию ре-

альности (П. Бергер и Т. Лукман), обоснованную теорию (А. Страус и Дж.

Корбин). Главное в рамках феноменологической парадигмы – описать фено-

мены (чувственный опыт, воображение и т.д.). Феномены, или «жизненный

мир» (мир практической деятельности или первоначальный опыт), – это то,

что предшествует всякому познанию, предмет изучения всех вариантов фе-

номенологической социологии. Цель феноменологии – выяснить смысл этого

жизненного мира, который каждый участник конструирует сам и восприни-

мает этот мир по-своему. Это восприятие одних частей реальности может

в основном разделяться с другими членами общества, а других – может за-

метно отличаться. Эта субъективная реальность может существенно меняться

под влиянием внешних условий. Жизненный мир познать можно лишь с по-

мощью интерсубъективности (внутренне присущей сознанию социальности).

Такой подход позволяет, во-первых, увидеть объективный мир как общий для

всех; во-вторых, понять, что этот мир переживается другими участниками так

же, как и данным (конкретным) субъектом; в-третьих, другие участники

в этот объективный мир входят как элементы биографических ситуаций кон-

кретного участника. Феноменология направлена на восстановление человече-

ской субъективности, которая как внутренняя ситуация поможет поддержать

порядок и согласие в обществе. Феноменология, по мнению социологов, по-

зволяет преодолеть раскол между жизненным миром и миром науки [1, 6, 10].

Методической основой феноменологической парадигмы являются качествен-

ные методы. Качественные методы, используемые в рамках феноменологиче-

ской парадигмы, не являются дополнением количественным и не противо-

поставляются им. Выбор метода определяется целями и задачами исследова-

ния, а также глубиной изучения проблемы.

Применяя феноменологическую парадигму в рамках социологии образо-

вания, можно изучать внутренний мир участников образовательного процес-

са: мотивы, ценности, потребности, цели, интересы субъектов этого процесса.

Для более глубокого анализа жизненный мир можно и нужно структуриро- вать по разным основаниям. В феноменологии используют пять таких осно-

ваний: устойчивость форм личного опыта и иерархия специфических форм

личного опыта, особая временная перспектива, пространственное «слоение»

жизненного мира, специфические черты специальности, жизненно-мирные

регионы.

Все это позволяет характеризовать внутренний мир образования, его ре-

лятивность, случайность, неопределенность. Для того чтобы понять, что сто-

ит за событием, необходимо учитывать такие параметры, как время, место,

которые обусловливают жизненный мир, статус каждого участника образова-

тельного процесса.

Символический интеракционизм акцентирует внимание исследователей

на межличностные отношения между различными участниками образова-

тельного процесса: преподавателями и преподавателями, учащимися и пре-

подавателями, учащимися и учащимися. Эти межличностные отношения

складываются в конкретных ситуациях в контексте символического взаимо-

действия и проявляются в поступках, ролях, статусах субъектов образова-

тельного процесса.

Этнометодология исследует процедуры и методы конструирования по-

вседневности участниками взаимодействия.

«Понимающая социология» интересуется явлениями исключительно из-

нутри, то есть субъективными элементами познания: интересами, мотивами,

ценностями субъекта, которые включены в социальное познание.

В рамках феноменологической парадигмы можно исследовать следую-

щие проблемы:

1. Образование как субъектный и интерсубъективный жизненный мир.

2. Типы знаний учащихся и преподавателей друг о друге. Эти знания мо-

гут быть стереотипными (основанными на априорных оценках внешнего ви-

да, одежды, прически, стиля поведения, эмоциональных характеристик, речи

и т.д.); опытными (то есть полученными в процессе взаимодействия и пере-

шедшими в стереотипы); неопределенными. Знания учащихся и преподавате-

лей друг о друге могут выражаться в номинациях и категоризации учащихся

и преподавателей, наклеивание ярлыков (плохой – хороший, «дрессировщи-

ки», «развлекатели», преподаватели-«романтики», «подлизы»).

3. Образовательное пространство: авторитарное, диалоговое.

4. Эффективность различных форм образовательного дискурса: устной

(уроки, лекции, семинары и т.д.) и письменной (учебники, учебные пособия,

задачники, хрестоматии и т.д.).

5. Типология стратегий обучения [5].

6. Роль информационных технологий в образовании: изменение природы

педагогического дискурса, перемещение традиционных (бумажных) материа-

лов в онлайновую среду, появление киберстудентов и виртуальных академи- ческих степеней, альтернативы традиционным стилям «мел и тряпка»

и «мудрец за кафедрой», ориентации на не столько классические знания,

сколько на научение навыкам профессиональной работы, тактике принятия

решений, методов работы в команде, эффективность новых специальных

форм обучения. «Кейсовая» методика: анализ и обсуждение предыдущего

опыта, конкретной ситуации описанной в индивидуальном методическом ма-

териале «кейсе».

7. Актуальность и значимость «визуальной грамотности», а именно: учат

ли новые информационные технологии: переосмыслению процесса обучения,

ориентируют ли они на построение в масштабах учебного заведения интел-

лектуальной обучающей системы, информационная база которой включала

бы знания и методический опыт преподавателей применительно не только

к конкретным учебным дисциплинам, но и связям между ними [4]; влияют ли

новые информационные технологии на изменение отношения между челове-

ком и знанием (освобождение от подчинения пространству и времени, со-

вершенствование учебного процесса путем доступа к оригинальным мате-

риалам, создание открытого учебного пространства).

8. Типы подходов преподавателей к учащимся, стратегии их умиротво-

рения.

9. Жизненные стратегии участников образовательного процесса, содер-

жание этих стратегий, источники мотивации, структура мотивации, сравни-

тельный контекст мотивации, каналы и фильтры прохождения.

10. Характер и степень включенности участников образовательного про-

цесса в группу; поведенческо-деятельностная среда, коммуникативно-рефе-

рентная среда.

11. Анализ труднодоступных участков образовательной среды (напри-

мер, неформальной организации учебных заведений), где через участие в об-

щении происходит индивидуализация и самореализация субъектов образова-

тельного процесса.

12. Отчуждение. Изучение этого явления в образовательном процессе

позволяет выявить эффективность методов обучения.

13. Возможности феноменологического подхода в изучении общих для

образования проблем: неравенства, модернизации, воспроизводства и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: