Функциональная парадигма (Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Будон, Л. Дэвис,
М. Мур). Функциональная парадигма тесно связана со структуралистской па-
радигмой, так как функция является одним из основных понятий структурно-
го функционализма. Во-первых, функция влияет на устойчивость социальной
системы, во-вторых, она принадлежит всем структурным элементам системы
и, в-третьих, через функции эти элементы выполняют свои цели и задачи.
Функция является связью между целым (системой образования как социаль-
ным институтом) и его структурными элементами.
В рамках функциональной парадигмы система образования и его сегмен-
ты рассматриваются через его функции, назначение которых – нивелирование
любых социальных различий, исправление социального статуса. Поэтому ва-
жен анализ образования с точки зрения функциональности/дисфункциональ-
ности, функциональной необходимости, функционального единства и т.п.
Н.В. Поправко предлагает при функциональном анализе использовать трактов-
ку Р. Мертона и учитывать как финалистскую, так и каузалистскую трактовки
функций образования [6].
Проблемы, которые можно изучать в рамках функциональной парадигмы:
1. Функциональная трансформация образования под воздействием эко-
номических, социально-политических, социокультурных факторов.
2. Устойчивость/вариативность функций (традиционалистская – менед-
жерская) субъектов образовательного процесса (директора, школы, декана
факультета, ректора).
3. Изменение содержания функций руководителей различного уровня.
4. Степень функциональности функции (функция – дисфункция): поло-
жительно или отрицательно влияет введение системы платного обучения в
вузах на качество подготовки специалистов и на удовлетворение потребно-
стей экономики в специалистах соответствующего профиля, организационное
оформление студентов контрактной и бюджетной форм и его влияние на мо-
тивационную и коммуникативную среды в группе.
5. Источники функций: объективные условия и субъективные диспозиции
(финансирование, правовая база, способы кооптации ректоров и деканов).
6. Степень проявленности функций: латентные и скрытые (например,
репетиторство).
7. Влияние введния ЕГЭ на демократизацию образования [6].
При изучении функций образования весьма уместен факторный анализ,
который учитывает влияние на образовательный процесс ряда факторов (рис-
ки, соотношение цены и качества образования, продолжительность обучения,
образовательные достижения, влияние коммуникативного круга и типа лич-
ности руководителя).