Функционалистская парадигма социального образования

Функциональная парадигма (Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Будон, Л. Дэвис,

М. Мур). Функциональная парадигма тесно связана со структуралистской па-

радигмой, так как функция является одним из основных понятий структурно-

го функционализма. Во-первых, функция влияет на устойчивость социальной

системы, во-вторых, она принадлежит всем структурным элементам системы

и, в-третьих, через функции эти элементы выполняют свои цели и задачи.

Функция является связью между целым (системой образования как социаль-

ным институтом) и его структурными элементами.

В рамках функциональной парадигмы система образования и его сегмен-

ты рассматриваются через его функции, назначение которых – нивелирование

любых социальных различий, исправление социального статуса. Поэтому ва-

жен анализ образования с точки зрения функциональности/дисфункциональ-

ности, функциональной необходимости, функционального единства и т.п.

Н.В. Поправко предлагает при функциональном анализе использовать трактов-

ку Р. Мертона и учитывать как финалистскую, так и каузалистскую трактовки

функций образования [6].

Проблемы, которые можно изучать в рамках функциональной парадигмы:

1. Функциональная трансформация образования под воздействием эко-

номических, социально-политических, социокультурных факторов.

2. Устойчивость/вариативность функций (традиционалистская – менед-

жерская) субъектов образовательного процесса (директора, школы, декана

факультета, ректора).

3. Изменение содержания функций руководителей различного уровня.

4. Степень функциональности функции (функция – дисфункция): поло-

жительно или отрицательно влияет введение системы платного обучения в

вузах на качество подготовки специалистов и на удовлетворение потребно-

стей экономики в специалистах соответствующего профиля, организационное

оформление студентов контрактной и бюджетной форм и его влияние на мо-

тивационную и коммуникативную среды в группе.

5. Источники функций: объективные условия и субъективные диспозиции

(финансирование, правовая база, способы кооптации ректоров и деканов).

6. Степень проявленности функций: латентные и скрытые (например,

репетиторство).

7. Влияние введния ЕГЭ на демократизацию образования [6].

При изучении функций образования весьма уместен факторный анализ,

который учитывает влияние на образовательный процесс ряда факторов (рис-

ки, соотношение цены и качества образования, продолжительность обучения,

образовательные достижения, влияние коммуникативного круга и типа лич-

ности руководителя).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: