Структуралистская концепция научного знания (Ф. де Соссюр, К. Леви-Строс и др.) базировалась на идее приоритета анализа отношений между выделенными элементами объекта познания перед исследованием их природных свойств, синхронного анализа над диахрон-ным и выявлении абстрактных структур, элементы которых связаны фиксированными правилами преобразования, позволяющими из ограниченного количества исходных данных получить набор более конкретных характеристик объекта. Наиболее слабым местом данной концепции, возникшей не в глубинах философско-методологической рефлексии над процессом познания, а из практики конкретно-научных исследований в области гуманитарных наук (лингвистика, литературоведение, этнография), оказался вопрос о генезисе абстрактных структур. В достаточно очевидном противоречии с данными конкретнонаучных исследований, полученных с использованием метода структурного анализа, их происхождение связывалось не с отражением реальных свойств объектов действительности и особенностями исследуемых социальных ситуаций, а с действием сферы бессознательного, имеющего объективную, жесткую, рациональную структуру, которая определяет структуру человеческого интеллекта.
Придание бессознательному (являющемуся психическим образованием) объективного статуса во многом обесценивало антисубъективистский пафос структурализма. Однако эта потеря на мировоззренческом уровне компенсировалась приобретениями отчетливо выраженного методологического и инструментального характера.
В 50-60-е гг. XX в. в русле структурализма была разработана современная концепция взаимодействия базовых (фундаментальных) схем и математического аппарата теории, в которой было показано эвристически-конструктивное значение "матезиса" (познавательных процессов в сфере математического знания) для процессов построения идеальных моделей как схем (репрезентантов) исследуемых объектов1. В целом, анализируя структурализм, достаточно определенно различают его философско-мировоззренческие и методологические аспекты. Во втором контексте (т.е. в контексте методологических аспектов) структура трактуется как один из понятийных элементов исследовательского инструментария и выявленная характеристика исследуемого объекта. Вопрос о генезисе и динамике структуры (столь трудный в определенной сфере социально-гуманитарных исследований) в этом контексте решается путем сопряженного анализа функциональных и структурных аспектов данной конкретной системы, а также внешних условий ее существования. В итоге "методологический структурализм" создал благоприятную идейную атмосферу для возникновения синергетики, в которой вопрос о генезисе и динамике структур получил классическое решение.
Постструктуралистская методологическая концепция представляет собой глобально критическую систему по отношению ко всей предшествующей философско-методологической традиции и прежде всего западной. Называя западную культуры, включающую и Античность, "онтотео-телеоцентрической", один из основоположников и ведущих теоретиков постструктурализма Ж. Деррида в качестве центрального тезиса своей системы выдвигает положение о децентрации структуры как о том, что гарантирует ее устойчивость и целостность, а также ограничение ее "свободной игры". Он акцентирует ее содержательную относительность и историческую условность. Причем в такой степени, которая не гарантирует преемственности представлений о структурируемой реальности даже в пределах одной культуры. Центр структуры — это не ее объективное свойство, а постулируемая субъектом фикция, связанная с предельным способом толкования текста (под текстом при этом подразумевается как структурируемая реальность, так и сознание субъекта). Сам текст, прежде всего сознание субъекта, составленный из культурных норм и систем своего времени, представляет собой весьма разнородное' образование, в котором явно не доминируют рациональные и тем более научные принципы структурирования реальности. Определя ющее значение имеет так называемое поэтическое мышление, связанное с метафорической природой естественного языка.
В свою очередь, такой поворот в тематике рефлексивного анализа связывает его с проблемой смысла разнотипных вненаучных языковых конструкций. А поскольку далее специфика и влияние языка науки игнорируются практически полностью, то и представители постструктурализма (Ж. Деррида, М. Фуко, Ж.Ф. Лиотар), и теоретики родственных ему деконструктивизма и постмодернизма (Ж. Делез, Ю. Кристева, Р. Барт и др.), гипертрофируя онтологический релятивизм вненаучных языковых конструкций, приходят к выводу о принципиальной неопределенности любого смысла. Насколько такой вывод оправдан даже для этого (вненаучного) фрагмента языковой реальности, судить специалистам по языкознанию. В русле философско-методологической рефлексии над познавательными процессами в науке он выглядит необоснованным по меньшей мере по той причине, что распространяется на область, специфика которой не сводится к особенностям языковой деятельности.
Философия науки в поструктурализме и посмодернизме проникнута по отношению к науке негативными мотивами, предвзятыми характеристиками и необоснованными обвинениями. В итоге создается ее малопривлекательный образ как глубоко дегуманизирован-ного духовного образования, сущность которого не могут скрыть его стройная системная оформленность, рефлексивная утонченность и эмпирическая респектабельность. "Мы заплатили, — подчеркивает в этой связи Ж.Ф. Лиотар, в своей статье "Что такое постмодернизм", — достаточно высокую цену за ностальгию по целому и единому, за примирение понятийного и чувственного, прозрачного и коммуникабельного опыта. Под благопристойными призывами к примирению мы можем расслышать тяжелое дыхание вожделения: жажды вернуться к террору, вновь реализовать кошмарную фантазию поймать и удержать реальность".
Предпринятые в постструктурализме и постмодернизме антисциентистские усилия оказались мощной, но не продолжительной по времени внимания к ней атакой на науку. Постмодернизм как философское течение, первоначально возникшее в эстетике на протяжении всего своего существования, был далек от научно-методологической проблематики и не освоил ни накопленного в этой сфере знания, ни специфики актуальных проблем философии и методологии науки. Поэтому упрек в невежестве, сделанный в его адрес одним из видных представителей философской мысли XX в. Ю. Ха-бермасом, является обоснованным и справедливым. "Все они, — пишет он о представителях постмодернизма, — до сих пор занимают оборонительные позиции, словно по сей день живут в тени"после-днего" философа, как жило первое поколение учеников Гегеля. Они все еще сражаются против "строгих" понятий теории, истины и системы, хотя эти понятия уже добрых полтора столетия как канули в Лету. Они все еще думают, что им надо спасать философию, разбудить ее, по выражению Деррида, от "сна сердца". Они верят, что должны вырвать философию из кошмара, из безумия теории, которая произносит "последнее слово"[34].
На фоне эмоциональных по форме выражения и радикально-негативных по смыслу оценок науки и научного стиля мышления собственные приобретения постмодернизма не являются оригинальными. В основе их схемы анализа, как указывают практически все критики этого течения, лежит малопродуктивная дихотомия "или-или" и ориентация на первоочередное внимание к разломам, разрывам, различиям, плюральности в противовес универсальности, целостности, единству, рациональности. Во многом справедливо отмечая, что выдвигаемые в традиционной рационалистической эпистемологии оппозиции, основанные на дихотомии чувственного и рационального, эмпирического и теоретического, предпосылочного и приращенного, описания и объяснения паразитируют друг на друге, постмодернисты предложили худшую из дихотомий. Ее эвристическую бесплодность продемонстрировала история постмодернизма, отмеченная отсутствием собственных оригинальных идей, не связанных с изначальной критикой прежних идей, точнее, паразитированием на идеях представителей других философских школ и течений.