В настоящее время взаимосвязь отмеченных в заглавии процессов не только проявляется достаточно отчетливо, но и составляет одну из неотъемлемых характеристик познавательных процессов в научном познании. В совокупности близких по значению терминов — выражение, оформление, фиксация, представление знаний, последний из них не был постоянно доминирующим. Наблюдалось более или менее равнозначное их употребление для характеристики содержания одной из заключительных стадий научного исследования, а именно, для характеристики формы (способа существования) полученного результата. Преимущественно с параметрами конечного результата на ранних этапах развития науки была связана и математизация: при помощи математически выраженных отношений описывалось строение и законы исследуемых объектов (представления о взаимном расположении небесных тел, орбитах их движения, гармонии, связывающей воедино количество планет, цвета радуги и основные элементы звукоряда, пропорции в строении человеческого тела и чертах лица и др.).
По мере дальнейшего развития научного познания и его математизации все более отчетливо проявлялась необходимость корректного выражения (представления) не только конечного результата, но и промежуточных стадий на пути к нему, в том числе и средствами математики. Соответственно возрастающее значение приобретал инструментальный аспект математизации науки — математика все более масштабно проявляла себя как средство не только выражения, но и приращения знания. Компьютеризация науки — значительно более позднее явление — актуализировала прежний набор проблем, связанный с представлением знаний, добавив новый, воспроизводящий технические и антропоразмерные аспекты процесса.
В самом широком плане проблема представления знаний актуальна, прежде всего, с точки зрения практической необходимости иметь средства выражения, способные системно ассимилировать растущий объем циркулирующего в обществе знания и обеспечить эффективные каналы его накопления и движения. В широком спектре выражающих ее содержание вопросов исторически предшествующими были проблемы выражения обобщенного знания и построения классификаций, должных непротиворечиво системно зафиксировать накопленное знание. На первых порах они ставились, исследовались и решались в рамках формальной логики, в частности, при исследовании специфики процедур построения, ограничения и обобщения понятий, индуктивных и дедуктивных выводов, логической структуры гипотез и др.
В Новое время выяснилось, что одних логических средств для обобщения знаний недостаточно. Дальнейшая перспектива виделась в разработке средств концептуализации научного знания, важнейшим из которых считалась гипотеза. Гипотеза в вероятностной модели научного знания Нового времени была не только средством научного поиска (приращения научного знания), но и формой знания, обобщающей эмпирический материал (данные наблюдений и экспериментов), а также конкретизирующей содержание исходных принципов (начал) системы знания применительно к конкретной области исследований.
На рубеже XIX-XX вв. главным средством концептуализации знания (его обобщения и системного представления) признаются модели и прежде всего наглядные механические модели. "Объяснить явление — значит построить его механическую модель", — утверждал Кельвин. Тем не менее значение этого высказывания не стоит преувеличивать, поскольку уже в то время его содержание расценивалось как частный случай более общего подхода, получившего название репрезентатизма. В соответствии с ним проблема обобщения знания решалась путем построения абстрактного конструкта, репрезентирующего исследуемый объект и его связи с другими объектами.
XX в. отмечен поисками все более масштабных форм представления знаний, тем или иным образом воздействующих на характер выдвигаемых гипотез и теорий. К ним относятся предпосылочные формы знания и прежде всего научная картина исследуемой реальности как схема изучаемого объекта. Одновременно набрали интенсивность исследования, воспроизводящие сопряженность научного поиска по созданию новых абстрактных конструктов, репрезентирующих исследуемые объекты, и творческих усилий в сфере их математических описаний, эвристический потенциал которых обеспечивал поиск новых онтологических схем исследуемых объектов как бы сверху (исходя не из данных экспериментов, а из математических систем, интерпретируемых на исследуемой предметной области).
Такого рода исследования квалифицировались как одно из наиболее значимых проявлений математизации научного познания. Наряду с ними в современной науке отмечают еще несколько форм математизации знания, масштабы и значение которых непрерывно возрастают. Общим условием эффективного использования математических методов и структур в научных исследованиях является наличие в системе знания той или иной конкретной науки достаточно развитого концептуального аппарата, содержащего ряд абстракций, репрезентирующих конкретные предметы, процессы и явления исследуемой реальности в виде качественно однородных, а поэтому количественно и структурно сравнимых теоретических конструктов.
К настоящему времени достаточно отчетливо выкристаллизовались три основные формы математизации научного знания, отражающие исторический опыт использования достижений математики в конкретно-научном познании: количественный анализ и количественная формулировка качественно установленных фактов, обобщений и законов конкретных наук; построение специальных математических моделей и создание особых (математических) разделов математизируемой науки; использование математических и логических методов для построения и анализа конкретных научных теорий и, в частности, их языка[35].
В отличие от первой и третьей форм, чье содержание составляют математические операции, осуществляемые на основании качественных представлений, выработанных в той или иной конкретной науке, вторая форма математизации научного знания связана с совокупностью операций, посредством которых собственные абстрактные структуры математики интерпретируются на материале теоретических представлений конкретных наук. Полученные математические модели служат базой для новых концептуальных представлений конкретных наук, поскольку предполагается, что они в силу их обоснованности общими структурами математики отражают наиболее общие и глубокие отношения между элементами конкретных систем.
Внедряя в конкретно-научное познание абстрактные структуры математики, ученый тем самым стремится найти выход в более широкий контекст исследования, обеспечивающий систему исходных посылок, по его мнению, должных быть в принципе достаточными для решения актуальных вопросов данной науки.
Поскольку в сравнении с многообразием качественных структур в конкретно-научном познании число наиболее общих математических структур в силу их высокой степени общности не может быть очень большим, основной тенденцией развития концептуальных представлений конкретных наук является последовательное освоение известных абстрактных структур математики. Эта тенденция находит как сознательную реализацию, так и через "скрытую математику", определить место и значение которой в развитии конкретно-научного знания в связи с прогрессирующим усложнением его структуры и структуры познавательной деятельности в целом становится все сложнее1.
Развитие методов научного познания, реализуемое в условиях взаимодействия математики и конкретных наук, происходит путем адаптации методов математики, основанных на ее абстрактных структурах, к исследованию конкретных систем. Адаптация в данном случае связана с появлением в имеющейся совокупности математических средств конкретно-научного познания принципиально новых методов. Так можно квалифицировать, например, использование теоретико-групповых методов в естественнонаучном познании, а также понятий и методов теории игр и теории принятия решений в ряде обществоведческих дисциплин. Не вызывающим сомнений показателем интенсивного развития методов научного познания, осуществляемого в рамках математизации научного познания, является возникновение математического эксперимента.
Значение математики как фактора концептуального взаимодействия науки и развития методов научного познания тесно связано с местом и ролью в системе научного знания кибернетики, поскольку многие математические дисциплины (теория алгоритмов, теория игр, абстрактная теория автоматов и др.) возникли или развиваются при непосредственном развитии кибернетики. Соответственно и кибернетика оказывает воздействие на другие науки во многом через свои математические разделы. Однако решающее значение, на наш взгляд, имеет непосредственное концептуальное воздействие кибернетики на другие конкретные науки, в частности, перенос во взаимодействующую науку основных концептуальных схем кибернетики: представлений о сложноиерархизированном системном строении объектов, включающем, с одной стороны, подсистемы со стохастическим взаимодействием между элементами, а с другой — некоторый управляющий уровень, который обеспечивает целостность системы. Известна эффективность использования таких представлений в экономической науке, психологии, физиологии, биологии; успешно развиваются они в социологии.
Наиболее значимые масштабы и актуальность проблема представления знаний приобрела в связи с разработкой в рамках кибернетики проблемы искусственного интеллекта и компьютеризацией общественного познания. Здесь на первый план вышли вопросы о соотношении истинностных характеристик знания, традиционно анализируемых в рамках классического репрезентатизма, и его эффективности в сфере коммуникации, техническом творчестве и материальном производстве, для анализа которых, пожалуй, впервые были настоятельно затребованы результаты лингвистического позитивизма и в целом "философии языка". Результаты, полученные там несколькими десятилетиями ранее, предстоит использовать для исследования языков представления знаний, основных классов моделей представления знаний, в том числе наиболее фундаментальной — фреймовой.
В итоге древняя гносеологическая проблема представления знаний в русле компьютеризации научного познания (прежде всего, в рамках проблемы искусственного интеллекта, разработки экспертных систем, языков общения между компьютером и пользователем, средств распознавания образов и в целом информационных технологий) приобрела более строгую экспликацию и новое, несравненно более содержательное и глубокое прочтение в когнитивном, техническом и социальном аспектах. В определенной мере это сказалось и на характере философско-методологической рефлексии над научным познанием, прежде всего, за счет актуализации результатов, полученных в сфере "философии языка", а также более детального учета специфики технических и социальных аспектов проблемы представления знаний.
5.3. Проблемы научной рациональности и антропоразмерности науки и научного знания
Проблема научной рациональности, рассматриваемая с позиции ее системного анализа, способна ассимилировать содержание всех пяти аспектов науки, предписывая осмысливать это содержание с точки зрения разумности (рациональный по этимологии этого слова, прежде всего, значит разумный). "Модели рациональности, — подчеркивает В.Н. Порус, — строятся с разными задачами. Одни модели предназначаются для исследования организации "готового" научного знания, другие — для определения критериев рациональной научно-исследовательской деятельности, третьи — для рационального понимания трансляции знания и обучения, четвертые — для представления и развития науки... Вопрос о том, какая из этих моделей представляет "подлинную" рациональность, так же неправомерен, как вопрос, какие механизмы, ассимиляционные или диссимиляционные более адекватны жизни организма, рождение новых или гибель отживших индивидов является условием выживания популяции и т.п."[36]. Однако наблюдается достаточно отчетливое доминирование в качестве предметного поля данной проблемы двух ее аспектов. Прежде всего, науки как специфической деятельности и научного знания как ее результата. Но и здесь акцент делается на анализе науки как деятельности (ее целенаправленности, последовательности, обоснованности, регулируемости (контролируемости), воспроизводимости и др.). Иногда эта интенция проявляется в редукции проблемы научной рациональности к проблеме научного метода, должного обеспечить приращение предметного знания[37].
Соответственно научная рациональность мыслится прежде всего как совокупность критериев (правил) осуществления научно-исследовательской деятельности и оценки ее результатов. Одна из наиболее известных их типологий предложена К. Хюбнером. Он выделяет пять основных критериев научной рациональности:
1) инструментальные (регулирующие процесс получения и оценки результатов измерений);
2) функциональные (дающие возможность оценивать адекватность законов и закономерностей, выведенных из результатов наблюдений и измерений);
3) аксиомы, задающие граничные условия при формулировке законов и экспериментальных предсказаний;
4) оправдательные, включающие принципы фальсификации и верификации, которые ставят принятие или неприятие теорий в зависимость от данных эксперимента;
5) нормативные, определяющие некоторые общие характеристики теории как результата научно-исследовательской деятельности, к которым относятся принципы простоты, наглядности, эвристичность, согласованность и др.[38].
Данные критерии, составляющие ядро научной рациональности, связаны с широкой совокупностью более общих характеристик научной рациональности, отражающих положение науки в обществе, ее связь с другими сферами общественной жизнедеятельности, с социальной организацией общества и инструментами регулирования общественных и межиндивидуальных отношений, а также с характерис-. тиками рациональности в самом общем значении этого термина.
В современных философско-методологических исследованиях показано, что о рациональности можно говорить там, где имеет место рефлексивная деятельность субъекта (рациональная критика), в ходе которой осмысливаются цели, предпосылки, условия, инструментарий деятельности, характер ее результатов и последствия их использования. В этом смысле также говорят о рациональной культуре как способе бытия общества.
В рефлексивном осмыслении научной рациональности на первый план выходят два основных ее аспекта:
1) целерациональность, понимаемая как характеристика научного познания, гарантирующего получение достоверного в предметном плане или полезного в прикладном аспекте знания;
2) объекторациональность (законосообразность) — характеристика научного познания, выражающая его обоснованность знанием об объективных законах познавательного осваиваемой реальности.
Второй аспект далеко не всегда находится в центре внимания, когда анализируются формы общественного сознания, различные идейные образования, ценностные ориентации, определенные образы (модели) действий в их отношении к предметному миру и его объективным законам. Его игнорирование ограничивает характеристики вненаучных типов рациональности набором проекций из субъективной сферы, делает ее понимание формальным и в конечном счете бесполезным в сфере науки.
Научная рациональность реализуется в устойчивом нормативном функционировании определенной совокупности форм регламентации познавательной деятельности в науке, названной нами рациональным базисом науки. В него входит, во-первых, добытое в конкретных науках достоверное предметное знание, конкретно-научные и общенаучные формы его фиксации, средства и методы исследования. Во-вторых, это система предпосылочного знания, включающая основания научного поиска, философские идеи, принципы и категории, выражающие специфику познавательного отношения человека к миру, естественные и искусственные языки науки, логические формы, правила и законы, стиль научного мышления в целом. В-третьих, это система мировоззренческих представлений, включающая совокупность онтологических, социально-политических, религиозных, нравственных, эстетических принципов, идеалов и убеждений, тем или иным способом воздействующих на познавательный процесс.
Одна из актуальных проблем современной науки — выявление тенденций эволюции рационального базиса, а в рамках этого процесса — анализ системного взаимодействия факторов, определяющих ее направленность. Результаты такого анализа позволяет выявить, за счет чего формируется продуктивный потенциал рационального базиса современной науки, интегрирующий целе- и объекторациональные аспекты научно-исследовательской работы.
Такого рода интеграция является основой особого эпистемологического статуса науки. Она нехарактерна для других форм духовного и духовно-практического освоения мира, ныне активизировавшихся в конкуренции с наукой за духовное лидерство в социуме. Следовательно, основным фактором формирования и развития продуктивного потенциала науки в целом, и ее рационального базиса в частности, по-прежнему является содержание накопленного наукой предметного и регулятивного знания. Из других сфер, как и прежде, могут быть заимствованы в качестве эвристических элементов определенные фрагменты, но не их типы рациональности, где доминируют целерациональные ориентации, индуцированные субъективными акцентациями.
Для современной науки в целом (при всем ее возрастающем внимании к социальным запросам) путь одностороннего прямого заимствования целерациональных ориентации неприемлем также в силу негативных примеров активной работы по самоуничтожению в таких сферах духовного освоения реальности, как эстетика и философия в лице определенных течений. В рамках представлений о специфике "закрытой" и "открытой" рациональности, задающих общеметодологический контекст анализа эволюции научной рациональности, о ней можно говорить как о системе, неизменно сохраняющей принцип объекторациональности как свое ядро.
В контексте проблем научной рациональности в общих чертах обозначается и проблема антропоразмерности науки и научного знания. Это, в частности, следует из приведенной характеристики основных типов научной рациональности, в содержании которых на определенном этапе развития науки появилась и стала набирать масштабы и значимость антропологическая составляющая. Стимулирующие факторы ее развития находились как в самой сфере науки и ее методологического сознания, так и в социуме, в котором она существовала.
Действие внутринаучных факторов было во многом связано с философско-методологическим осмыслением познавательных возможностей человека и создаваемых им средств в научном освоении природной, социальной и духовной реальности. Все более тонкое оценке подвергались возможности чувственных каналов восприятия, памяти, механизмов идеального конструирования реальности, его языкового воспроизведения и др. В итоге в сфере философско-методологической рефлексии неуклонно набирали влияние течения, в которых названные аспекты были представлены наиболее полно (критический реализм, лингвистический позитивизм, структурализм, постструктурализм и др.).
Особое значение имел начавшийся во второй половине XIX в. процесс разработки научной методологии исследования социальных явлений и, в частности, методологии исторического познания. В неокантианстве, философии жизни, марксизме практически одновременно в сфере философско-методологической рефлексии оказались вопросы о специфике объектов социального познания, методов их исследования, формах организации и обоснования социального знания, критериях его достоверности. Этот процесс осуществлялся во многом под знаком успехов естествознания, что создавало предпосылки для взаимоисключающих ориентации при осмыслении проблем методологии социального познания. Если в марксизме общественная жизнь рассматривалась как общественно-исторический процесс в принципе ничем не отличающийся от природных процессов (хотя при этом постоянно подчеркивалось, что в обществе действуют не стихийные природные силы, а одаренные сознанием и волей люди), то в неокантианстве (Г. Риккерт) специфика исторического познания общества ставилась в противоположность особенностям естественнонаучного познания. В частности, на первых порах акцентировалось значение понимания как познавательной процедуры в противовес процедуре объяснения в естественнонаучном познании, ценности как социальной нормы в противовес объективному знанию, индивидуализирующих методов исследования в противовес генерализирующим. Однако в ходе дальнейших методологических исследований, осуществляемых, прежде всего, в рамках герменевтической традиции (Ф. Шлейермахер, В. Диль-тей, Р. Арон и др.) была выработана модель анализа социальных явлений ("интерпретационный круг"), которая органически сочетает в себе как идущие от естествознания детерминистские дедуктивные схемы объяснения, так и понимание, как специфическую познавательную процедуру, раскрывающую значение и механизмы действия субъективных факторов. Ее суть в идее взаимосвязи части и целого: специфику целого выражают законы как знание общего, специфику части — представления о мотивах, целях, интересах и других особенностях сознания и воли субъектов социального (исторического) действия; вместе с тем закон в своем генезисе — это то, что выражает равнодействующую проявлений сознания и воли, а они (сознание и воля субъектов), в свою очередь, детерминированы особенностями целого, выраженного в законах. Соответственно и научная мысль, претендуя на раскрытие специфики социальных явлений, должна осуществлять челночное движение поочередно от общих законов к конкретным характеристикам и действиям социальных субъектов и от них к законам с целью их корректировки.
В итоге в методологии социального познания тезис о человеко-размерности (экзистенциальном) характере научного результата (истины) приобрел статус одного из основополагающих, не противореча ни одному из положений общенаучной методологии, выработанной в основном на материале естествознания.
С другой стороны, сама наука, а точнее естествознание было отмечено небывалым ранее явлением в сфере его методологических оснований — выдвижением на авансцену антропного принципа. В самом общем плане антропный принцип —это ответ на вопросы: почему природа, частью которой мы являемся, устроена именно так, как она устроена, а не иначе? Почему законы Вселенной именно такие, какими мы их познаем, а не иные? — потому что во Вселенной, развивающейся по другим законам (прежде всего, по законам, конкретный вид которых не предполагает ныне установленных количественных значений ряда фундаментальных физических констант — скорости света, постоянной тяготения, массы элементарных частиц и др.), наше существование было бы невозможным. При этом утверждается, что количественные значения фундаментальных физических констант были заданы на начальных этапах эволюции Вселенной с высокой точностью как бы для гарантии, что на определенном этапе этой эволюции появится человек, и что в целом эволюция Вселенной имела ту общую направленность, в результате которой на одном из ее последних этапов обеспечивалась возможность появления человеческого разума, позволяющего Вселенной "осознать себя". Соответственно и более конкретные выражения антропного принципа: "слабый" вариант — "Наше положение во Вселенной с необходимостью является привилегированным в том смысле, что оно должно быть совместимо с нашим существованием в качестве наблюдателей"[39] и "сильный" — "Вселенная (и, следовательно, фундаментальные постоянные, от которых она зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей"[40].
Однако и представителей конкретных наук, и тем более "консервативных" философов не может не настораживать чрезвычайная легкость решения на основании этого принципа фундаментальных логико-гносеологических проблем, самообольстительность антропо-центристских мировоззренческих ориентации (имеющих печальные исторические аналогии и параллели), а также полная неясность перспектив воздействия "антропной" науки на человеческое сообщество, на судьбы техногенной цивилизации, возросшей на творческом потенциале качественно иной (в основном классической) науки.
Даже если не брать во внимание окрашенный далеко не в радужные тона факт, что использование в науке антропного принципа дает мощный импульс теологическим спекуляциям, а также его достаточно очевидную тавтологичность и предметную тривиальность, то уж во всяком случае нельзя проигнорировать то обстоятельство, что результаты его применения не дают ответа на вопросы: почему появление во Вселенной человека с его разумом было обеспечено в виде предпосылок на столь ранней ступени ее эволюции, каким образом более позднее событие в жизни Вселенной (появление человека и его разума) могло повлиять на содержание и характер протекания более ранних событий? Само по себе постулирование такого влияния не сопровождается установлением желаемой во всяком объяснении каузальной связи.
Реакцией на возникшие трудности с ответами на эти вопросы стало свертывание онтологического аспекта антропного принципа и акцентирование его методологических аспектов, в частности, эвристического потенциала. Например, эвристические свойства антропного принципа были использованы Ф. Типлером для доказательства несостоятельности модели стационарной Вселенной. Он показал, что существование Вселенной в неизменном виде бесконечно продолжительное время привело бы к тому, что жизнь в ней зародилась бы повсюду с бесконечной вероятностью, а за законченный промежуток времени Вселенная оказалась бы заполненной проявлениями жизни целиком. Но этого не произошло. Гипотезы о космических пришельцах пока не имеют достаточно надежных фактических подтверждений. В целом примеры эвристического использования антропного принципа численно невелики, но главное, пожалуй, то, что его эвристические результаты во всех случаях были известны и из других соображений.
Разумеется, онтологическая проблематика, индуцированная ант-ропным принципом, полностью не иссякла. Продолжаются попытки поиска его новых прочтений ("аргумент от замысла", "версия участия", "редукционистская" и "антиредукционистская" (синергетичес-кая) программы). Однако выбор сделан явно в пользу других аспектов, а именно, гносеологического и научно-этического. "Мистический ореол, — отмечает в этой связи Ю.В. Балашов, — первоначально возникший вокруг АКП (антропного космического принципа — В.Л.), сейчас начинает уже заметно тускнеть. Удивление перед "космическими совпадениями" оборачивается лишь дополнительным стимулирующим фактором исследования, заставляющим позади всякого "как" постоянно ощущать навязчивое присутствие "почему так, а не иначе..." Предметом "антропных аргументов" является в действительности не то, что выделяет формы жизни на фоне устойчивых структур "неживой Вселенной", но то, что их объединяет на том уровне (атомном и субатомном), где еще нет различия между "живым" и "неживым". Поэтому есть основания предположить, что "принцип, организующий Вселенную определенным образом", напоминает не "непрерывный промысел", пронизывающий всю "историю бытия" от Большого взрыва до появления разума, но механизм типа "спускового крючка", срабатываний уже на ранней стадии физико-космологической эволюции Вселенной, то есть на том этапе, когда о предпосылках собственно биологической эволюции не могло еще быть речи"[41].
Научно-этический аспект антропного принципа концентрирует в себе по крайней мере две проблемы. Даже следовало бы точнее сказать два основных постулата как следствия антропного принципа, на основе которых формируются и предлагаются в качестве фундаментальных и первоочередных два круга проблем. Первый постулат выразим словами академика Н.Н. Моисеева — "развитие мира происходит при условии крайней неустойчивости по отношению к его определенным параметрам"[42]. Второй постулирует возможность дальнейшего существования и развития человека лишь при условии очень высокой согласованности эволюции человеческого общества и эволюции природы, т.е. лишь в условиях их коэволюции.
В итоге новые горизонты приложения конструктивных способностей познающего субъекта, открывающиеся ему на основе антроп-ного принципа, оказываются вовсе не бесконечными, а очень строго очерченными. Очерченными прежде всего количественными параметрами и характером связей фундаментальных физических констант, отражающих структуру реальности, направления и законы ее эволюции. Соразмерность человека процессу творения этих структур и законов у истоков космической эволюции на современном этапе обязала его лишь глубже (чем это пока что делается) отражать их и строить свои мыслительные и предметные конструкции, не преодолевая "сопротивление материи" (Г. Башляр), а настраиваясь с нею "на резонанс".
Определенный тип антропоразмерности науке и научному знанию предлагает и социум, в котором существует наука. Прежде всего, по каналам целеполагания.
О целях и целеполагании очень много написано в обоснование идеи о должной подчиненности всего многообразия целей человеческой деятельности, в том числе и научного познания, раскрытию и реализации многогранных способностей и возможностей человека, раскрытию его "сущностных сил" и удовлетворению растущих потребностей. Идеи гуманной, идущей почти от времен зарождения философии, конкретизированной в виде закона о возрастании человеческих потребностей.
Но как быть с неожиданно горьким финалом на практике, где к настоящему времени первейшей целью оказалось физическое выживание человечества, причем во многом благодаря негативным последствиям научно-технического прогресса, оказавшего доминирующее воздействие на все сферы человеческой жизнедеятельности.
Возникшие в русле развития современной техногенной цивилизации противоречия (между потребностями расширенного воспроизводства материальных благ и ограниченностью сырьевых ресурсов, особенно невосполнимых и трудновосполнимых, в рамках существующих технологий; между потребностью совершенствования существующих, разработки принципиально новых технологий и реальной возможностью потери контроля над технологическими процессами; между потребностью потенциально бесконечного развития способностей человека к адекватному познанию и конструктивному преобразованию среды обитания и его конечными возможностями как биологического существа (объем памяти, скорость протекания психофизиологических процессов); клубок противоречий, связанных с военным противостоянием различных систем и государств и социальным и психологическим отчуждением личности в современном мире), явились решающим фактором "корректировки" целей человеческой деятельности в ущерб тому множеству гуманных, самообольстительных и "комфортабельных" целей, вокруг которых, разумеется, никогда не иссякнут разговоры и дела, в силу естественного, явно или неявно выраженного, желания человека к самореализации и самоутверждению. Новейшим вариантом такого рода корректировки, а точнее ее идеологией явился постмодернизм как широкое интеллектуально-философское течение, кредо которого выражено в афоризме "Действуй локально, думай глобально". Более детальное представление о месте и значении науки в деятельности людей, ориентированной не на глобальное переустройство во всех сферах жизнедеятельности, а осмотрительное постепенное изменение, ориентированное набором определенных жизненно важных, телеологически не иерархизированных критериев, можно получить проанализировав современные проблемы "большой науки".
5.4. Проблемы "большой науки"
Выражение "большая наука" появилось во второй половине XX в. и обозначает особый исторический тип науки, характерный наиболее полным проявлением ее влияния на жизнь социума, в котором она существует, и обратным воздействием социума на развитие науки. Данная ситуация могла сложиться лишь после того, как наука в своем развитии достигла определенной масштабности в содержании и формах социального проявления по всем ее аспектам (как система знания, специфическая деятельность, социальный институт, производительная сила, форма общественного сознания).
Ныне приращение научного знания является главной причиной удвоения циркулирующей в обществе информации примерно каждые пять лет. Научная деятельность все более органично и непосредственно входит в бизнес, политику — области, где до второй половины XX в. их связь носила явно выраженный опосредованный характер. В это же время наука укрепилась как мощный социальный институт, оказывающий растущее воздействие на многие сферы жизни социума (образование, искусство, религию, нравственность, правовое регулирование и др.). Начавшийся еще в XIX в. процесс замены традиционных технологий технологиями на основе науки в XX в. получил мощное ускорение и привел к появлению ряда наукоемких производств (оборонная техника и вооружения, средства связи и навигации, биотехнологическое производство и генная инженерия, на-нотехнологическое производство и космические технологии и др.). Научное знание (при всей его рассогласованности с устойчивыми повседневно-обыденными представлениями, художественными и техническими образами) методично расширяло свое мировоззренческое значение. В итоге оказалось, что развитие человечества в XX в. стимулировалось вовсе не социальными, идеологическими и межгосударственными противоречиями (хотя это было и проявлялось в масштабных и трагических формах — Октябрьская революция в России, фашистский режим в Германии, Вторая мировая война, войны в Корее, Вьетнаме, Афганистане и др.), а динамикой науки и связанной с ней техносферы, т.е. научно-техническим прогрессом. На этой основе было создано индустриальное общество, пришедшее на смену традиционному, и важнейшие предпосылки для перехода к постиндустриальному (информационному) обществу, с перспективой построения которого в настоящее время связывают главную тенденцию в развитии человеческого общества.
Разумеется, отмеченный период не характерен беспроблемным развитием науки в плане ее взаимодействия с социумом, идеологическими и властными структурами, как в тоталитарных системах, так и в "открытых обществах". Наиболее драматические события связаны не только с биографиями известных ученых (А. Эйнштейна, Г.А. Гамова, Н.И. Вавилова, Р. Оппенгеймера, А.Д. Сахарова и др.), но и с историческими судьбами науки и научных направлений (гонения на теорию психоанализа, релятивистскую физику, кибернетику, генетику). Безоблачное существование не гарантировано науке и в настоящее время, хотя ее оценка как главного фактора и ресурса развития человеческого сообщества является доминирующей. Об этом можно говорить как о проблемах современной "большой науки", структурируя их в соответствии с традиционной классификацией основных аспектов науки, а также характером причин этих проблем — внутренних и внешних для науки.
"Большая наука" как система знаний и специфическая деятельность отмечена небывалой масштабностью (объемом) накопленного знания и его сложной организацией. В настоящее время насчитывается около 15 тыс. научных дисциплин и областей исследования. В каждой их них накоплен массив знаний, овладеть которым невозможно без предварительного обучения по достаточно "широкому фронту" общетеоретических и специальных дисциплин. Однако и после этого в короткое время дойти до "переднего края" науки, где разрабатываются наиболее актуальные фундаментальные и прикладные проблемы конкретных дисциплин — удел не всякого, кто решил заняться научно-исследовательской деятельностью. Столь же не гарантирована для каждого и продуктивность творческих усилий. Поэтому "большая наука" сопряжена не только с необходимостью постоянно совершенствовать сферу образования, но и рекрутировать из среды профессионально образованных людей "избыточное" количество занятых.
Такого положения не существовало в период, когда научно-исследовательская работа не была массовой профессией. Ею она стала со второй половины XX в., когда в 1950-1970-е гг. произошло удвоение количества ученых (в Европе за 15 лет, в США — за 10 лет, в СССР — за 7 лет). Этот процесс был завершающим этапом в становлении науки как социального института, закрепившим его качество количественными параметрами.
Количественно выросло не только научное сообщество, но и резко возросли расходы на науку, которые в настоящее время в развитых странах составляют 2—3% валового национального продукта. Содержать современную науку оказалось под силу лишь государствам со стабильной развитой экономикой.
Тем не менее, это только часть одной из проблем "большой науки" в масштабе конкретных государств. Другая ее составляющая связана с обеспечением возможности более высокого уровня финансирования науки (до 5—8% валового национального продукта), если ставится задача поднять экономику страны и жизненный уровень населения на основе научно-технического прогресса и инновационной деятельности. В новейшее время для подавляющего большинства развивающихся государств и стран, занимающих промежуточное положение между развивающимися и развитыми странами, решение этой задачи за счет внутренних ресурсов затруднительно, даже если для этого имеются хорошие предпосылки в сфере самой науки.
Например, в Республике Беларусь и в настоящее время в значитель-ной мере сохранен третий по величине в бывшем СССР научный потенциал. Однако финансирование науки в последние десять лет колебалось в пределах 1 ± 0,15% валового национального продукта. В этой ситуации периодически проявляются и в целом набирают масштабы деструктивные процессы (неоправданно сокращается численность научных сотрудников в ведущих и перспективных направлениях науки, деформируется возрастная структура научных коллективов, растет засилье внутринаучной бюрократии и др.). Один из путей изменения ситуации — интеграция с определенной группой стран, занимающих более прочные позиции в сфере науки, что позволит поддержать ведущиеся научные исследования по возможно широкому фронту. Однако главный ресурс находится в сфере связей науки и экономики, где наука выступает со стороны содержания одного из своих важнейших аспектов — как производительная сила.
Вопреки естественной психологической ассоциации, связывающей "большую науку", прежде всего, с грандиозными проектами фундаментальных исследований первого и второго типа, таковой ее делает прежде всего связь со сферой производства и в целом жизнью социума, который видит в науке средство решения его экономических и социальных проблем. В современной "большой науке" эта связь получила мощный стимул в сфере бизнеса. Компании в борьбе за технологическое лидерство вкладывают в прикладные исследования значительные средства. Однако финансирование крупных научных программ под силу только крупным компаниям или их объединениям. Но чаще всего финансировать эти программы под силу лишь государству, которое заинтересовано прежде всего в решении на основе научно-технического прогресса и инновационной деятельности социально-экономических проблем своего (государственного) масштаба. Поэтому каждое государство вырабатывает и проводит свою научно-техническую политику, достаточно жестко связанную с социально-экономической ситуацией и перспективами ее динамики.
На практике такого рода интегративное регулирование в развитых странах осуществляется на основе государственных программ и других правительственных документов. В качестве примера можно сослаться на содержание правительственного документа "Генеральная политика в области науки и технологий", содержащего совокупность директивных установок по регулированию развития научной и технико-технологической сферы в Японии. В том числе конкретные установки:
ü гармонизация отношений человека и природы;
ü накопление интеллектуальных ресурсов;
ü построение общества с минимальным уровнем социальной напряженности, представляющих собой ориентации на достижение целей глобального значения.
Достижение намеченных глобальных целей связывается с определенными приоритетами в области научно-технической политики. В их числе:
ü гармонизация отношений сферы науки и технологий с человеком и обществом;
ü развитие кадрового потенциала для научно-технической деятельности;
ü увеличение инвестиций в НИОКР;
ü развитие инфраструктуры науки;
ü развитие международного научного сотрудничества;
ü развитие научно-технической деятельности путем продвижения ее на периферию страны.
Далее определены долгосрочные государственные приоритеты по конкретным областям НИОКР:
ü новые материалы;
ü информатика и электроника;
ü биология и биотехнология;
ü социальные и гуманитарные науки;
ü фундаментальные науки;
ü науки о космосе;
ü океанология;
ü наука о земле;
ü сохранение природной среды;
ü разработка и использование новых источников энергии;
ü разработка безотходных технологий;
ü технологии производства продуктов питания;
ü обеспечение здоровья людей;
ü улучшение условий жизни;
ü развитие социально-экономической базы общества;
ü предотвращение катастроф и минимизация их разрушительных последствий.
В рамках этих приоритетов определена 101 технология, создание и развитие которых объявлены национальными целями на период до 2010 г. Из них 29 технологий, по которым Япония является бесспорным мировым лидером, в 14 она будет "первой среди равных", в 28 она будет на втором месте, в 20 она будет третьей. По каждой технологии дана прогнозная оценка потенциальной емкости мирового рынка.
Как видим, в данном документе и на фундаментально-концептуальном и на прикладном уровнях весомо представлены социальные параметры, причем преимущественно (хотя и не всегда в явной форме) как критерии целесообразности действия по конкретным научно-техническим аспектам.
Аналогичные документы государственного уровня приняты в большинстве стран. Их содержание представляет собой в основном видимую часть айсберга. Большой массив информации, относящейся к обоснованию (научно-теоретическому и социально-мотивационному) остается "за кадром". Однако именно она составляет основное содержание философско-методологических аспектов проблемы регуляции научной и технико-технологической сферы в оптимальной сопряженности с социальной сферой. Это, во-первых, и как бы "по определению", поскольку философское осмысление данного феномена связано прежде всего с анализом его социального бытия рациональными средствами. Во-вторых, дополнительным стимулом изучения философско-методологических оснований процесса регуляции развития научной и технико-технологической сферы является нарастающий динамизм социальных процессов, требующий в новой ситуации по-иному расставлять акценты в ведущих исследованиях и директивных документах. Например, создание эффективной системы регуляции развития технико-технологической сферы в Республике Беларусь необходимо связать по меньшей мере с учетом особенностей постчернобыльской ситуации и спецификой ее переходного периода в социально-экономическом развитии. И то, и другое не имело даже приблизительных исторических аналогов. Наконец, что-то вроде переходного периода наблюдается и в глобальном масштабе: переход (пока что в основном усиленно декларируемый, но имеющий и практическую реализацию) от потребительского отношения к природе к адаптивно-потребительскому; переход от силовых способов решения социально-политических проблем к ненасильственным; переход к новой демографической политике; переход к новому мировому порядку в социально-экономической сфере.
В этих условиях, прежде всего, следует ориентироваться на содержание набирающей силу тенденции в мировом распределении экономико-хозяйственной деятельности и технико-технологическом развитии. В общем плане ее называют переходом от индустриального к постиндустриальному или информационному обществу. Однако этот переход в ближайшее время реален лишь для группы развитых стран. Поэтому неизбежен (уже начавшийся) процесс разделения труда между ними, с одной стороны, и с другой стороны, с остальным миром, в который входит и Республика Беларусь. В основе прежней структуры международного разделения труда лежала модель, согласно которой сырьевая специализация периферийных стран дополнялась производством готовых изделий в индустриальных центрах. Новая модель предполагает перенос всего цикла производства промышленных товаров на периферию, оставляя в постиндустриальном центре деятельность по разработке новых технологий, в первую очередь информационных. Понятно, что ощутимо зависимый от поставок промышленной продукции информационный центр должен иметь надежные гарантии их стабильности по количественным и качественным параметрам. Сфера производства автоматически не обеспечивает такого рода гарантии. Их должен дать новый мировой порядок, обеспечивать который будет сеть международных военно-политических, финансово-экономических и других организаций.
Перманентно обостряются проблемы "большой науки" в аспекте, связывающем ее с духовной жизнью общества, т.е. науки как формы общественного сознания. Это связано как с ее прямыми периодически проявляющимися претензиями, так и с необходимостью для науки адекватно реагировать на предъявляемые ей обвинения в деструктивном воздействии на общественное сознание в целом, и в частности, на возложение ответственности за его дегуманизацию. В качестве универсального ответа на такого рода глобальные обвинения указывают на то, что общество еще никогда не принимало за основу те рекомендации по социальному устройству и организации жизнедеятельности общества, которые предлагала наука и поэтому она не несет ответственности за негативные последствия использования ее результатов, и, соответственно, выдвигаемые против нее обвинения не имеют оснований.
Как и большинство крайностей, эти точки зрения оказываются малопродуктивными даже в методологическом плане, т.е. в качестве идеализированных абстрактно-мыслительных предельных случаев. В реальной жизни наука по-прежнему олицетворяет носителя объективного знания о мире и в этом качестве оказывает мощное воздействие на мировоззренческие представления практически всех социальных общностей. Как уже упоминалось, это происходит в основном за счет трансляции в сферу общественного сознания результатов фундаментальных научных исследований в таких науках, как астрофизика, космология, физика, химия, биология, генетика и других естественных дисциплин. Этот канал воздействия науки на менталитет общества сохранится как один из доминирующих, несмотря на атаки и конкуренцию со стороны псевдонауки, астрологии, каббалистики, уфологии и других, влияние которых будет создавать для науки определенные проблемы в ее взаимодействии с общественным сознанием.
Однако главная проблема "большой науки" в этом плане находится в ней самой. В настоящее время доминирующим является суждение, что наука значительно лучше изучила среду обитания (природу), чем общество и самого человека. Соответственно главная "гуманитарная" проблема современной "большой науки" — это изучение человека в единстве его природных, социальных и антропологических аспектов. Для этого есть определенные предпосылки (антропный принцип) даже в тех областях естествознания, предмет которых прямо не связан с изучением человека и путей его оптимальной реализации.
Учитывая характер отношений современного общества и "большой науки", выражающийся наиболее рельефно в требовании к ученым нести ответственность за последствия использования научных результатов, а также в общем ("фронтальном") давлении на науку, вряд ли стоит надеяться, что степень этого давления в обозримом будущем существенно уменьшится. Поэтому, говоря о перспективе, можно воспользоваться как иллюстративным приемом представлением о предельной ситуации, известной в литературе как "похороны науки". Науки не стало, ее хоронят, внешне как человека. В первых рядах похоронной процессии идут глубоко огорченные научные сотрудники, потерявшие работу и оставшиеся без средств к существованию. Далее — члены правительства, втайне радуясь этому событию, поскольку, наконец, сброшена постоянная тяжелая забота о финансировании науки. За ними богословы, выигравшие многовековую полемику с наукой по многим вопросам, и разношерстная публика, представляющая сторонников оккультизма, астрологии, уфологии и других, также отмечающих победу над наукой. Наконец, самая многочисленная группа — это представители самых различных социальных слоев, искренне озабоченные тем, что придет на смену науке, столь влиятельной силе, аналога которой у них пока нет. Вывод: науке во всех ее аспектах пока не найдена эквивалентная альтернатива..Поэтому у социума нет иного варианта, кроме бережного культивирования этого уникального социокультурного феномена.
В числе основных перманентных проблем "большой науки", по-видимому, сохранятся следующие: проблема устойчивости ее социального статуса, проблема реализации духовного потенциала науки, проблема оптимального использования ее преобразующего ресурса, экономические проблемы развития науки и проблемы государственной научно-технической политики.
Глава 6
ПРЕДМЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
6.1. Объект и предмет исследования
Объект исследования — это фрагмент реальности, представляющий собой целостное образование, на изучение которого направлена творческая активность исследователя, обладающее многообразными свойствами и отношениями. В рамках конкретного исследования они никогда полностью не охватываются. Экономист не анализирует процессы, происходящие в человеческом организме на молекулярном уровне, как правило, отвлекается от многих явлений, характеризующих эстетические предпочтения людей, но в качестве объекта исследования человек представлен практически во всех экономических дисциплинах и наиболее наглядно — в экономической психологии. В реальном научном исследовании изучаются лишь определенные стороны, характеристики, параметры объекта. Такого рода избирательное отношение к объекту фиксируется в понятии "предмет исследования".
Предмет исследования — это целостная совокупность устойчивых взаимосвязанных характеристик объекта, сопряженных с конкретными проблемами, целями и задачами исследования. Устойчивые характеристики объекта те, которые неоднократно воспроизводятся в действительности и могут наблюдаться (фиксироваться) доступными исследователю средствами. Им противостоят плоды безосновательных фантазий, надуманных характеристик объектов и фикции. Взаимосвязанность характеристик объекта, составляющих предмет исследования, повышает вероятность выводов и составляет основу многочисленных методов, где по изменениям одних характеристик делаются выводы о возможном изменении других, об их причинной зависимости, способе системной организации, тенденции развития. Например, учет взаимосвязи между массой химических элементов, их структурой и реактивными способностями (свойствами) подтверждает наличие этих способностей и обеспечивает продуктивность большой группы методов химии; фиксация взаимосвязи форм организации производства с экономическим поведением людей позволяет лучше изучить причины деградации экономического поведения, его частичной или полной подмены производственной деятельностью.
Предмет исследования — это целостная совокупность тех устойчивых, взаимосвязанных характеристик объекта, которые интересуют человека непосредственно в рамках данного конкретного исследования. Его необходимо отличать от предмета определенной науки или дисциплины (физики, химии, биологии, социологии, экономики, языкознания и т.д.), в русле которой ведется данное конкретное исследование.
Дисциплинарный предмет по содержанию шире предмета конкретного исследования. Он, как правило, включает в себя, во-первых, те характеристики объекта, которые в ходе эволюции данной дисциплины не потеряли определяющее значение для ее предметогенеза, т.е. для процесса формирования и уточнения ее предмета. Например, в физике — это характеристики атомов как составных частей макротел, их свойства и закономерности взаимодействий; в химии — это характеристики атомов, молекул и надмолекулярных образований, их состав, строение, свойства; в экономической науке — это характеристики деятельности и поведения людей, отражающие их отношение между собой и природой в связи с производством, распределением и потреблением материальных благ. Во-вторых, предмет определенной дисциплины включает в себя те характеристики исследуемой реальности, которые вошли в него в ходе его исторической эволюции, определяемой внутренней логикой данной дисциплины. На каком-то этапе предмет физики оказался органически связанным с изучением свойств субатомных образований (микрочастиц), химии — с особенностями протекания химических реакций, экономической науки — с культурно-цивилизационными явлениями и т.д. В-третьих, дисциплинарный предмет охватывает ряд тех характеристик объектов, в исследовании которых люди заинтересованы практически. Существуют и другие отличия. Но главное отличие предмета исследования от предмета дисциплины состоит в том, что первый не охватывает всего содержания дисциплинарного предмета, а, как правило, находится в одном из его аспектов (секторов, частей). В каком конкретно, зависит от характера проблем, целей и задач исследования, которые сознательно выбираются и формулируются исследователем.
6.2. Проблема и вопрос в структуре научного исследования
На первый взгляд, научное исследование, как и всякое дело, необходимо начинать с определения его целей и задач. Тем более, что они могут быть предложены (поставлены) заказчиком: директивными структурами, смежниками, заинтересованными организациями и лицами. В определенной мере так и происходит. Соответственно цели и задачи научного исследования необходимо представить как его исходные элементы, учитывая также то, что под их воздействием формируется предмет конкретного исследования, как уже отмечалось, не совпадающий целиком с дисциплинарным предметом.
Однако в научном исследовании в отличие от других видов и сфер человеческой творческой активности все начинается с проблемы. Афоризм "Нет беспроблемных исследований" очень четко выражает характер исходной познавательной ситуации. Проблема возникает там, где необходимость получить новое знание сопряжена с определенного рода затруднениями: недостаточным объемом исходного знания, нехваткой адекватных средств и методов исследования, невыясненностью логических связей между исходным и искомым знанием и т.д. В общем случае проблема предстает как элемент научного исследования, отражающий познавательную ситуацию, связанную с наличием определенного рода затруднений в деятельности по приращению знания. Сама ситуация такого рода получила название проблемной.
Данная наиболее общая характеристика проблемы как элемента научного исследования хорошо коррелирует с широким смыслом термина: проблема — это затруднение, преодоление которого представляет существенный практический интерес. Соответственно те случаи, когда исследователь или исследовательский коллектив получают прямые задания, содержащие перечень исследовательских целей и задач, можно квалифицировать как трансляцию в сферу научных исследований особого рода проблем, возникших в других сферах. А именно, проблем, требующих для своего решения знаний, которые не могут быть получены усилиями самого заказчика. Или ему просто более удобно воспользоваться услугами специалистов соответствующего научного профиля.
При осмыслении специфики научных исследований не ограничиваются отмеченной выше общей характеристикой проблемы.
К существенным признакам научной проблемы относят, прежде всего, функцию определения направлений исследования на основании имеющегося знания, а также выраженность содержания в форме вопросов. Поэтому должна быть введена более точная дефиниция. Довольно распространенной является полуметафорическая характеристика проблемы как знания о незнании. К ней примыкает психологическая трактовка данного элемента научного исследования как стимула (побудителя) к дальнейшей творческой работе. Однако в методологическом плане они малоценны, поскольку слабо учитывают отраженность в содержании проблемы достигнутого ранее уровня изученности объекта, т.е. практически игнорируют ее позитивное "утвердительное" содержание, не сопряжены с четко эксплицированными вербальными и логическими средствами выражения, позволяющими связать содержание проблемы с содержанием других элементов научного исследования.
Поэтому возникает необходимость введения терминологически более точной и методологически корректной дефиниция проблемы, в которой должна быть в явном виде зафиксирована ее фундаментальная функция: определение направления дальнейших исследований на основании имеющегося знания в форме, не допускающей двусмысленности и неопределенности. Такой формой является вопрос.
Вопрос — это форма научного знания, фиксирующая его неполноту и содержащая установку (команду) на дополнение знания о предмете исследования в определенном аспекте.
Проблема — это возникший в ходе научного исследования вопрос или целостный комплекс вопросов, посредством которых фиксируется достигнутый уровень изученности объекта и определяется направление дальнейшей работы. Например, проблема повышения уровня занятости населения в трансформационном обществе включает в себя представления о специфике этого типа общества и механизмах его социальной эволюции в целом, а также цикл вопросов о причинах падения в нем уровня занятости, наличии и степени разнообразия в нем различных типов безработицы, причинах каждого из них, характере их последствий в определенных сферах жизнедеятельности общества, путях преодоления безработицы и ее последствий и др.
В отличие от вопроса проблема, как правило, предполагает (допускает) дальнейшее исследование по нескольким аспектам. Важно также подчеркнуть, что проблему характеризует отсутствие четко сопряженного с ее содержанием метода решения. Чтобы найти его, нередко необходимо существенно корректировать содержание проблемы, менять ее логическую структуру, уточнять формулировку.
Проблема, метод решения которой известен, называют задачей. Иногда слова "проблема" и "задача" употребляются как синонимы. Но чаще всего их различают. И прежде всего по характеру сопряженности с методом. Наряду с этим указывают также на более узкое содержание задачи, на ее меньшую концептуальную глубину, на связь со сферой практических приложений и др. Однако данные отличия не являются решающими.
Когда отмечается, что метод (методы) решения задачи известны, это не означает, что нет необходимости прилагать дополнительные творческие усилия по поиску методов ее решения. Количество известных приемлемых методов может быть довольно большим и предстоит сделать выбор метода (методов) исследования и адаптировать их к данной задаче. Применительно к проблеме эта работа носит более сложный характер. Здесь зачастую необходима разработка (построение) принципиально новых методов исследования, основанных на использовании ранее неизвестных средств исследовательской работы.
Содержание научной проблемы выражается посредством вопросов двух типов. Первый тип — это так называемые вопросы разрешения (в англоязычной литературе их называют general questions, categorical questions, yes-or-no questions), в основе которых лежат суждения, задающие определенное множество собственных ответов. Это множество чаще всего включает лишь два возможных ответа на вопрос данного типа, представляющих собой либо утверждение (подтверждение), либо отрицание одного из суждений, лежащих в основе вопроса. Например: "Существуют ли космические объекты, называемые черными дырами?", "Существует ли ген?", "Имеют ли место в экономической жизни общества кризисы?". Второй тип составляют так называемые вопросы решения (другие названия — special questions, detail questions, word questions), не имеющие множества собственных ответов в виде утверждения или отрицания, лежащих в их основе суждений. Например: "Чем обусловлены физические параметры космических объектов, называемых черными дырами?", "Какова структура гена?", "Когда произошел самый тяжелый по своим последствиям экономический кризис в США?" В этих вопросах не дается исчерпывающего перечисления элементов множества собственных ответов, а лишь указывается область поиска этого множества посредством вопросительных слов "когда?", "где?", "почему?", "сколько?", "что?", "кто?", "какой?" и др.
Вопросы разрешения обычно предшествуют вопросам решения. Они как бы позволяют, разрешают (отсюда и их название)[43] продолжить дальнейшую постановку более конкретных (специальных) вопросов.
Количество вопросов решения в принципиальном плане представляет собой открытое нечеткое множество. Вряд ли можно дать исчерпывающий перечень вопросов, ответы на которые "будут полезны" для решения онтологически-конкретной проблемы ("проблема гравитационного взаимодействия", "проблема биологического вида", "проблема инвестиций"). Однако в дисциплинарных исследованиях (где не избегают подобных словосочетаний для обозначения содержания проблемы) их целесообразное количество определяют достаточно четко. Вопросы решения формируются и располагаются в последовательности, воспроизводящей структуру целей и задач научного исследования, которая определяется достаточно широким кругом внутринаучных и вненаучных факторов: логикой эмпирического или теоретического исследования, запросами прикладной сферы, необходимостью междисциплинарных исследований, индивидуальными творческими интересами исследователя и др. Далеко не всегда эта последовательность строится на основе явно выраженных схем и правил. Одна из причин тому — недостаточная разработанность и освоенность научным сообществом содержания одной из областей логических исследований — логики вопросов и ответов (интеррогативной логики).
Вместе с тем содержание научных проблем структурируется на основе достаточно четко определенного логического принципа: вопросы, выражающие содержание проблемы, располагаются в такой последовательности, где ответ на предшествующий вопрос служит основанием для постановки очередного. Данный способ связи представляет собой логическую структуру проблемы.
Структурированное таким образом содержание проблемы не представляет собой четко обозначенную исчерпывающую последовательность вопросов и ответов. Она включает также пробелы ("незаполненные места"), наполнение которых конкретным содержанием (новыми вопросами и ответами на них) составляет процесс решения проблемы. Наряду с "незаполненностью мест" содержательно-эвристической особенностью научной проблемы является вариантность (альтернативность) их возможных заполнений. Соответственно процесс решения проблемы предстает как обнаружение (установление, заполнение) недостающих связей исходного и искомого знания путем последовательной экспликации содержащихся в проблеме вариантов (альтернатив) и выбора той из них, работа с которой обеспечит приращение необходимого (искомого) знания, т.е. решение проблемы.
Построение эвристических альтернатив в рамках проблемы детерминируется, во-первых, творческими ресурсами исследователя, его способностью видеть анализировать содержание проблемы в различных контекстах и системах отсчета и при необходимости в той или иной степени переформулировать проблему. Во-вторых, продуктивным потенциалом накопленного конкретно-научного знания и его методологических регулятивов, где зафиксированы устоявшиеся схемы объяснения и поиска новых знаний (прежде всего, каузальные, структурно-функциональные и эволюционные). В третьих, спецификой стимулов (запросов) прикладной сферы.
Формой выражения содержания недостающих вопросов и ответов на них (а в определенной мере поиска и выбора альтернатив) в рамках анализируемой проблемы являются представления о целях и задачах исследования.