Цели, задачи и условия исследования

Содержательная сопряженность вопросов, зафиксированных в научной проблеме, но не имеющих ответов, с одной стороны, и целей и задач исследования, с другой стороны, в явном или неявном виде функционирует в качестве регулятивного принципа при их форму­лировке. Даже обыденный здравый смысл ориентирует на наиболее полное выражение в целях и задачах любого вида деятельности содер­жания тех затруднений, которые квалифицируются как проблема в широком смысле. Это одно из условий и гарантий ее успешного решения. Отмеченную сопряженность нетрудно проследить и на язы­ковом уровне. Содержание вопросов, как составных элементов про­блемы, с одной стороны, и содержание явным образом сформулирован­ных целей и задач исследования, — с другой, при достаточно квали­фицированном его изложении совпадают. Разница лишь в способе выражения, а точнее, в используемом типе наклонения. Содержание проблемы в виде составляющих ее вопросов выражено в вопроси­тельном, а точнее, в повествовательно-вопросительном наклонении. Содержание целей и задач исследования — в повествовательно-по­велительном. Сопоставим ключевые термины, выражающие специ­фику обоих элементов: "существует ли?", "где?", "когда?", "по какой причине?", "при каких условиях?", с одной стороны; "установить факт существования", "выявить где", "выяснить когда", "определить по какой причине?", "установить при каких условиях" — с другой.

В методологическом плане такого рода сопряженность можно квалифицировать как конкретизацию содержания проблемы в виде определенных целей и задач исследования. Из потенциально беско­нечного (открытого нечеткого) множества вопросов, которые могут быть поставлены в русле проблемы выделяются и принимаются к решению те, которые непосредственно соответствуют теоретическим и прикладным целям и задачам исследования. Это продолжение селективной работы по конкретизации направленности познавательных действий, осуществляемой ранее в русле предмето- и проблемогенеза. Каждый последующий из вовлеченных в эту работу эле­ментов (объект, предмет, проблема, цель, задача исследования) после­довательно суживает диапазон доступных исследованию вещей, яв­лений, процессов, избирательно вычленяя те из них, изучение которых ведет к решению теоретически, практически или методологически значимой проблемы.

Соответственно в самом общем смысле цель научного исследова­ния состоит в приращении знаний, представляющих собой решение теоретической, прикладной или методологической проблемы. Это могут быть знания о генезисе, (происхождении) объекта, его структуре, функциях, современном состоянии и возможных состояниях в буду­щем, закономерностях взаимодействия со средой обитания, направ­ленности и темпе эволюции, перехода в новое качество, условиях его практического использования. Цель исследования может составлять также создание нового познавательного средства, разработка продук­тивного метода, анализ форм и структуры накопленного знания.

Цель исследования характеризует общую направленность иссле­дования и его ожидаемый (желаемый) результат. Например, опреде­лить оптимальный режим функционирования сложной техничес­кой системы или экономического комплекса. Разумеется, достичь этого можно только на основании определенной совокупности зна­ний, отражающих строение данной системы, предельные параметры ее элементов, особенности их внутреннего взаимодействия и взаимо­действия с внешней средой и др. Необходимость получения такого рода знаний квалифицируют как совокупность задач исследования, детализирующих его общую цель.

В итоге с учетом характера отмеченной ранее селективной работы, конкретизирующей подлежащие исследованию характеристики объекта в русле предмето- и проблемогенеза, цель и задачи как осо­бые элементы научного исследования можно определить в следую­щем виде:

цель исследования — это представление о необходимости обеспечить приращение знания, содержащего ответы на зафиксированные в проблеме вопросы о предметных характеристиках объекта;

задача исследования — это представление, детализирующее характер знаний, которые необходимо получить для достиже­ния цели исследования. Это относительно самостоятельный, отличный от описанного выше смысл термина "задача".

Большинство исследований прикладного характера являются многоцелевыми. При этом цели по своему характеру могут быть, одноуровневыми и соподчиненными. Чаще встречается второй ва­риант, когда совокупность выдвинутых целей исследования структу­рируется в виде "дерева целей". Каждая из целей при этом сопря­жена с определенным количеством задач.

При проведении исследований с использованием кибернетичес­кого подхода и информационных технологий формулировка целей и задач исследования очень часто сопряжена с серьезными трудно­стями содержательного и логического характера. Особенно это каса­ется общей цели исследования, которая не должна формулироваться чрезмерно абстрактно, допускать элементы неопределенности и дву­смысленности.

В программно-целевых и фундаментальных исследованиях вто­рого типа практически стандартными являются ситуации, где дости­жение цели (решение крупной научно-технической задачи) связано с необходимостью решения ряда разнохарактерных проблем (есте­ственнонаучных, технических, экономических, социальных). Понятий­ная инверсия (цель и задачи оказываются содержательно шире про­блемы) в таких ситуациях выглядит естественной и необходимой, поскольку цели и задачи ставятся и формулируются в ином (более широком) контексте по отношению к процессам проблемогенеза и явным образом связаны с непознавательной (социально-практичес­кой) сферой. В рамках же четко выделенного по объекту, предмету, проблеме, целям и задачам исследования терминологически-поня­тийный релятивизм (употребление терминов "вопрос" и "проблема" как синонимов, специально не оговоренное расширение целей и за­дач за пределы проблемы) чаще всего затрудняет адекватное осмыс­ление содержания исследовательского процесса и эффективности научной коммуникации.

Необходимая селективная работа в русле предмето- и проблемо­генеза завершается на стадии формирования целей и задач исследо­вания. Очевидно, что основной результат познавательных действий на данной стадии — осмысление и формулировка целей и задач на­учного исследования под детерминирующим воздействием харак­тера проблемы. Однако это не единственный канал детерминации целей и задач исследования. Существенное значение имеет учет спе­цифики условий исследования. Их осмысление (в идеале максимально полное и точное) обеспечивает необходимую корректировку целей задач, прежде всего, в плане видения принципиальных возможнос­тей их реализации, а также степени инструментальной обеспеченно­сти последующей работы по приращению знания.

Условия исследования — это комплекс обстоятельств, при которых проводится научное исследование. Выделяют три основные группы условий:

1) материальные,

2) когнитивные,

3) методологические.

Первые составляют совокупность материальных объектов, с уче­том свойств которых предстоит осуществить научное исследование. Это параметры самого объекта (он может быть неприемлемо боль­шим или малым, чрезмерно отдаленным в пространстве и времени и т.д.), характеристики используемых материальных средств (преж­де всего, степень точности приборов), а также материальная среда, в которой осуществляется взаимодействие исследуемого объекта и средств познания (она может быть относительно благоприятной, не­благоприятной, нейтральной, агрессивной и т.д.). Вторая группа ус­ловий фиксирует степень изученности объекта (наличие или отсут­ствие достоверно установленных фактов, обоснованных гипотез, под­твержденной теории и др.). В третью группу входят имеющиеся в исходной познавательной ситуации средства регуляции познаватель­ных действий (методы, способы, приемы, принципы и др.).

Как исходных знаний, так и средств регуляции познавательной деятельности, в частности, методов, как правило, не хватает для дос­тижения поставленных целей. Особенно ощутимо это на переднем крае науки, где постоянно разрабатываются новые средства и мето­ды исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: