Глоссарий. Абстрактный(идеальный) конструкт — центральный структури­рующий элемент системы знания, представляющий собой совокуп­ность идеальных элементов и их связей

Абстрактный (идеальный) конструкт — центральный структури­рующий элемент системы знания, представляющий собой совокуп­ность идеальных элементов и их связей, репрезентируЮщИХ реаль­ные элементы и связи исследуемого объекта.

Агностицизм — философское учение, частично иди полностью отрицающее познаваемость мира.

Адекватность — соответствие, соразмерность, верность точность. В теории познания этот термин служит для обозначения верного воспроизведения в представлениях, понятиях, суждециях и других формах знания объективных связей и отношений Действительности.

Аксиология — философское учение о природе ценностей их свя­зях между собой, с социальными и культурными факторами и струк­турой личности.

Аксиома — исходное положение научной теории, которое исполь­зуется в качестве истинного без логического доказательства и ле­жит в основе доказательства других положений этой теории

Алгоритм — правило (программа), предписывающее конечное счетное, упорядоченное и эффективное множество действий (опера­ций) по переходу от определенного исходного состояния какой-либо системы к конечному как в определенном смысле завершенному (например, от исходных условий задачи к ее решению).

Амбивалентность (двойственность) — характеристика чувств пе­реживаний, аксиологического и гносеологического отношений к ре­альности, содержащая одновременно две противоположные позиции к их объекту — любви и ненависти, симпатии и антипатии, призна­ния позитивности и негативности, истинности и ложности.

Антимония — сочетание обоюдно противоречащих высказыва­ний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое доказательство.

Антикумулятивизм — модель развития научного знания, отри­цающая его непрерывность и преемственность.

Анторопоцентризм — воззрение, согласно которому человек на­ходится в центре мира и является его высшей целью.

Антропоморфизм — уподобление человеку, наделение человечес­кими психическими свойствами предметов и явлений неживой при­роды, небесных тел, живых организмов, мифических существ.

Апория — трудноразрешаемая проблема, связанная обычно с про­тиворечием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом.

Априорный — предшествующий; характеристика фрагмента зна­ния, предшествующего опыту и независимого от него.

Аргумент — суждение или совокупность взаимосвязанных суж­дений, приводимых в доказательство истинности какого-либо друго­го суждения, закона, теории.

Вещь — отдельный предмет материальной действительности, об­ладающий относительной независимостью и устойчивостью суще­ствования.

Виртуальный — способный быть, существовать.

Вопрос — поисковая форма научного знания, фиксирующая его неполноту и содержащая установку (команду) на дополнение зна­ния о предмете мысли в определенном аспекте.

Генезис — философская категория, выражающая возникновение, происхождение и становление развивающихся объектов.

Генетический метод — метод научного познания, посредством которого исследуется возникновение и становление развивающихся объектов. Предполагает анализ некоторого исходного состояния объекта или явления и выведение из него последующих состояний. Прообразами генетического метода были попытки осмысления про­исхождения мира, отдельных объектов и явлений в мифологии и древней философии. Непосредственно в науке генетический метод сложился в конце XVIII — начале XIX в. С конца XIX в. началось его противопоставление структурно-функциональному подходу. В со­временной науке осмыслена необходимость соединения генетичес­кого (диахронного) и структурно-фунционального (синхронного) ис­следования объектов. В рамках последнего делаются попытки моди­фикации структурно-функционального подхода с тем, чтобы сделать возможным изучение генезиса и развития структур.

Герменевтика — искусство толкования текстов, перевода, объяс­нения и понимания, философское учение о понимании, являющемся целью и средством человеческого бытия.

Гетерогенный — разнородный, составленный из элементов раз­личной природы, не объединенный общим началом.

Гештальт — образование, свойства частей которого обусловлены спецификой целого и одновременно взаимно поддерживают и опре­деляют друг друга.

Гилозоизм — учение о всеобщей одушевленности сущего.

Гипостазирование — приписывание отвлеченным понятиям са­мостоятельного существования.

Гомогенный — однородный, состоящий из элементов единой природы.

Гуманизм — тип философского мировоззрения, согласно которому высшей ценностью является человек.

Дедуктивизм — модель процесса научного исследования, согласно которой ведущее значение в нем имеют гипотетические обобщения, из которых методом дедукции выводятся следствия, сопоставляе­мые с эмпирическими данными.

Дескрипция — описание с помощью средств естественных или искусственных языков.

Детерминизм — философское учение об объективной закономер­ной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Дискретность — прерывность: противопоставляется непрерыв­ности (континуальности).

Дискурс — процесс получения знания путем логического рас­суждения.

Дихотомическое деление — деление объема понятия (класса, мно­жества) на два соподчиненных (произвольных) класса без остатка.

Достоверность — характеристика знаний как обоснованных, до­казанных, истинных. В экспериментальном естествознании досто­верными знаниями считаются те, которые получили эмпирическое подтверждение в ходе наблюдений и экспериментов. Логический критерий достоверности знаний связан с правильностью обработки эмпирических данных и логических операций с совокупностью зна­ний, достоверность которых была установлена ранее. Наиболее пол­ным и глубоким критерием достоверности знаний является об­щественно-историческая практика. Достоверные знания (например, достоверное суждение) следует отличать от вероятностных знаний, соответствие которых действительности утверждается только в ка­честве их возможной характеристики (в случае введения количе­ственных критериев определяются степень такой возможности).

Закон — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.

Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

Знание — проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познания, выраженный в виде представлений, понятий, законов, теорий и других знаковых формах.

Идеализированный объект — то же, что и абстрактный (идеаль­ный) конструкт.

Идентификация — установление тождества объектов на основе определенных признаков.

Иерархия — отношение зависимости (подчинения) частей какого-либо целостного образования.

Измерение — определение отношения одной (измеряемой) вели­чины к другой, принятой за постоянную (к единице измерения).

Имманентный — внутренне присущий; то, что всегда остается внутри границ возможного опыта.

Императив — правило, выражающее долженствование, т.е. при­нуждение поступать исключительно предписываемым образом.

Инвариантность — свойство некоторых существенных для систе­мы соотношений не меняться при ее определенных преобразованиях.

Интеллигибельный — умственный, постигаемый лишь с помо­щью интеллекта; то, что дано разуму и отсутствует в чувствах.

Индетерминизм — философское учение и методологическая по­зиция, которые отрицают либо объективность причинной связи, либо познавательную ценность причинного объяснения в науке.

Индуктивизм — модель процесса научного исследования, согласно которой ведущее значение в нем имеют эмпирические опытные дан­ные, на основании которых методом индукции делаются теорети­ческие обобщения.

Интенциональность — направленность сознания на какой-либо предмет.

Интерпретация — в широком смысле предписывание опреде­ленных значений исследуемому объекту или процессу; в специаль­ном — экстраполяция исходных положений какой-либо формаль­ной системы на какую-либо содержательную систему, исходные по­ложения которой определяются независимо от формальной системы.

Интуиция — процесс внезапного отчетливого достаточно полного постижения искомого результата при неосознанности и неподконт­рольности ведущих к нему путей.

Истина — адекватное воспроизведение реальности в форме знаний.

Исчисление — основанный на четко сформулированных прави­лах формальный аппарат оперирования со знаниями определенного вида, позволяющий дать исчерпывающее точное описание некоторого класса задач, а для некоторых подклассов этого класса — и алго­ритм решения.

Иррационализм — тип философского мировоззрения, согласно которому разум не играет существенной роли в познании и поведе­нии человека.

Категория — форма осмысления всеобщих способов отношения человека к миру, отражения наиболее общих свойств и отношений бытия, фрагментации и синтеза реальности.

Конвенционализм — познавательный принцип, согласно которо­му истинность (достоверность) научного знания определяется согла­шениями (конвенциями) ученых, обусловленными соображениями целесообразности, экономии, простоты и др.

Коммуникация — социальное взаимодействие людей, представ­ляющее собой процесс обмена информацией с целью поддержания межиндивидуальной связи.

Конвергенция — возникновение сходных или одинаковых явле­ний и тенденций развития в системах, сформировавшихся на раз­личной основе независимо друг от друга.

Контекст — законченный фрагмент текста или устной речи, обес­печивающий понимание его содержания и определение смысла вхо­дящих в него слов и фраз. В более широком смысле — окружение, с которым предмет мысли соединен тесной связью.

Концепция — определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освоения, ведущий замысел, конструктивный принцип.

Космос — в древнегреческой философии мир как структурно орга­низованное целое, противоположное хаосу; в современном смысле — астрономическая Вселенная.

Креативность — способность к творчеству, созданию нового.

Кумулятивизм — модель развития научного знания, в соответ­ствии с которой оно представляет собой непрерывный процесс на­копления нового знания на основе имеющегося, а в старом знании имеют ценность только те элементы, которые соответствуют совре­менным теориям — более точным и адекватным в сравнении с предшествующими.

Менталитет — совокупность осознаваемых и неосознаваемых, ра­циональных и внерациональных представлений индивидуального человека и общности людей о мире и своем месте в нем, определяю­щая особенности их мышления в исторически конкретный период, своего рода "общий фон" индивидуальных и групповых мыслитель­ных стереотипов.

Метатеория — теория, анализирующая структуру, методы и свой­ства какой-либо другой теории — так называемой предметной (или объектной) теории.

Метаязык — язык, средствами которого описываются и исследу­ются свойства некоторого другого языка — так называемого (объек­тного) языка.

Модальность — вид, способ бытия вещей, явлений, процессов, со­бытий в их обусловленности обстоятельствами.

Мышление — высшая форма активного отражения реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном по­знании человеком существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.

Научно-исследовательская программа — совокупность идей и принципов научного познания, состоящая из жесткого ядра постула­тов, защитного пояса гипотез и эвристики, которые определяют дол­госрочное направление исследований и теоретические критерии ис­тинности их результатов.

Научный метод — система предписаний (правил, норм, принци­пов), регламентирующих познавательные действия (операции, про­цедуры) исследователя.

Непротиворечивость — свойство системы предложений какой-либо теории, в соответствии с которым с помощью логических средств дайной теории нельзя вывести из этой системы два предложения, каждое из которых является отрицанием другого.

Обоснование — мысленная процедура, направленная на приня­тие определенной системы знаний, оценок, норм, способов деятельно­сти путем установления их связи с другими духовными образовани­ями (более широкой системой знаний, оценок, норм, представлением об успешном способе действия).

Объект — то в объективной реальности, на что направлена пред­метно-практическая и познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непонятное в познавательной деятельности и как подлежащее преобразованию в предметно-практической.

Объективизм — мировоззренческая позиция, в основе которой лежит ориентация познавательной деятельности на "нейтральность", на воздержание от суждений о ее социальных ценностях и целях, от анализа мировоззренческих и моральных проблем науки.

Объективное — то, что принадлежит самому объекту, существует как независимое от действующего субъекта и его сознания. Термин "объективное" имеет несколько содержательных аспектов. Онтоло­гический аспект включает представление об объективном как су­ществующем вне и независимо от человека и человечества (напри­мер, о размерах и конфигурациях вещей). Гносеологический аспект связан с представлением об объективном как свойстве знаний, неза­висимости их содержания от человека и человечества, убежденности в том, что они отражают исследуемый объект "в своих собственных характеристиках".

Объективация — выделение в исследуемой реальности дискрет­ного содержания, позволяющее достаточно определенно разграничить ее фрагмент (предмет, явление, процесс) и среду (условия) его суще­ствования и представить данный фрагмент в качестве объекта реф­лексивно осмысленной деятельности.

Объективная реальность — совокупность независимых от чело­веческого сознания объектов, процессов, явлений, связей, отношений, взаимодействий, объединенных в неживые, живые и социально-орга­низованные системы.

Объяснение — раскрытие сущности изучаемого объекта через установление закона или системы законов, которым подчиняется данный объект, либо путем установления тех отношений и связей объекта, которые определяют его существенные характеристики.

Определение — логическая операция, раскрывающая содержа­ние понятия, в результате чего достигается возможность формулиро­вать критерии отличия изучаемого объекта среди других объектов, а также возможность формировать или уточнять значение терминов (слов и словосочетаний). В отличие от некоторых иных логических средств (например правил вывода) определения формулируются в процессе научного исследования в явном виде и составляют важ­нейшую часть научных теорий, их фрагментов, вообще любых отно­сительно законченных рассуждений. Отражая объекты в их суще­ственных признаках, определения сокращают сложные описания и заменяют их более простыми.

Отражение — всеобщее свойство материи, состоящее в воспроиз­ведении отражающей системой свойств и отношений отражаемого объекта.

Отчуждение — превращение продуктов человеческой деятельно­сти, а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними.

Парадигма — способ постановки и решения научных проблем; в широком смысле — совокупность идей, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих суще­ствование и поддержание познавательной традиции.

Панлогизм — философское учение, согласно которому все в мире является осуществлением разума, подчинено его логическим за­конам.

Парадокс — противоречие, сторонами которого являются два вза­имоисключающих в равной степени доказуемые суждения.

Полнота — в логике и дедуктивных науках это свойство аксио­матической теории, характеризующее достаточность для каких-либо определенных целей ее выразительных и дедуктивных средств.

Понимание — в широком значении перевод общезначимых смыс­лов в личностные; как феномен познавательного процесса понима­ние необходимо связывается с доказательством истинности или лож­ности понятого.

Понятие — форма мысли, отражающая предметы и явления дей­ствительности посредством фиксации общих и специфических при­знаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явле­ний и отношения между ними.

Постулат — положение (суждение, утверждение), принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное в силу очевидности и поэтому играющее в данной теории роль аксиомы.

Проблема — поисковая форма научного знания (возникающий в ходе познания вопрос или целостный комплекс вопросов), посред­ством которой фиксируется достигнутый уровень изученности объекта и определяется направление дальнейших исследований.

Пропедевтика — введение в какую-либо науку.

Принцип — основа, первоначало, руководящая идея, основное пра­вило поведения и деятельности; то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов и знаний; в логическом смысле центральное понятие, основание системы знания, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо положения данной системы на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Пролиферация — принцип научного познания, согласно которому умножение и конкуренция гипотез и теорий является условием про­гресса научного познания.

Рациовитализм — философское учение, согласно которому ра­зум и жизнь едины.

Рационализм — принцип познания и поведения, согласно кото­рому разум и его требования являются их основанием.

Редукция — действия, процессы, направленные на упрощение структуры объекта, сведение данных к исходным началам.

Репрезентация — представительство, достаточное для того, чтобы судить о генеральной совокупности исследуемых объектов и про­цессов.

Референт — предмет, к которому относится слово или знак.

Рефлексия — обращение познания на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания.

Ригоризм — безусловность выполнения повелений, требований, правил, принципов; строгое проведение какого-либо принципа в дей­ствии, поведении и мышлении, исключающее какие-либо компро­миссы, учет других принципов, отличных от исходного.

Сайентизм —философская концепция, абсолютизирующая роль науки в жизни общества (в системе производства, культуры, идейной сфере, в решении социальных проблем).

Символ — отличительный знак, которому придает особое значе­ние какая-либо группа людей.

Субъект познания — носитель человеческой активности, направ­ленной на адекватное восприятие реальности в форме знаний.

Творчество — человеческая деятельность, направленная на дос­тижение качественно нового результата, обладающего социальной значимостью и эстетическим совершенством.

Условие — существенный компонент комплекса объектов (ве­щей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необхо­димость следует существование данного явления.

Фальсификация — научная процедура, устанавливающая лож­ность гипотезы или теории в результате экспериментальной или те­оретической проверки.

Экзистенция — понятие, обозначающее способ существования личности, посредством которого человек обретает неповторимую уникальность и индивидуальность, проявляющуюся в специфичес­ких эмоциональных переживаниях.

Эпистема — понятие, обозначающее общее пространство знания (эпистемологическую сферу) и порядок чувственно не воспринимае­мых взаимосвязей слоев и вещей.


[1] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. М.: Проспект, 1997. С. 194-195

[2] Панченко АЛ. Эвристические функции принципа наблюдаемости в современной физике // Природа научного открытия. Философско-методологический анализ. М.: Наука, 1986

[3] Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Из-во иностранной литературы, 1956. С. 18.

[4] Ортега и Гасеет X. Положение науки и исторический разум // Что такое философия? М.: Наука, 1991. С. 197

[5] Турнье М, Новый век. Пятница, или тихоокеанский лимб. СПб.: Амфора, 1999

[6] Яблонский А.Л. Математические модели в исследовании науки. М.: Наука, 1986. С. 284.

[7] Койре А. Очерки истории философский мысли. М.: Прогресс, 1985. С. 14-15.

[8] Цит. по: "Философий и методология науки" / Под ред. В.И. Кузнецова. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 52

[9] Дынич ВЛ., Толкачев ЕЛ., Томильчик Л.М. Формирование адекватного образа науки как необходимый элемент гуманитарного образования. Мн.: ВГУ, 2000. С. 12

[10] Дышлевый П.С. Методическое звание и метод // Теория и метод. М.: Центр совет фил ос. (методол.) семинаров, 1987

[11] То, что здоровый находит сладким, больной воспринимает как горькое; при одинаковом ветре многие люди чувствуют себя по-разному (для одного он бодрящий,другой мерзнет, третий мерзнет в меньшей степени, чем второй и т.д.).

[12] Аристотель. Метафизика // Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1976. Т. 1. С. 327.

[13] Там же. С. 327-328.

[14] Наиболее отчетливо эти представления изложены в работе Платона "Государ­ство" и диалоге "Федр".

[15] Аристотель. Вторая аналитика //Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1978. Т. 2. С. 307.

[16] Аристотель. О душе. // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1978. Т. 1. С. 431.

[17] Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979. С. 307-308

[18] Его содержание относится и к науке, поскольку до XVII в. ренессансная наука не отделяла себя от философии

[19] Цит. по: Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрож­дения. М.: Мысль, 1977. С. 145

[20] Наиболее системно и последовательно данная трактовка была в свое время изложена в работе. Becker C.L. The heavenly city of the eighteenth — century philosophers. New haven: Yale univ. press, 1932

[21] Работы М. Вартофского, И. Лакатоса, П.П. Гайденко, А.В. Ахутина, В.П. Визгина и др. В наиболее системном варианте это осуществлено в работах Л.М. Косаревой, в частности, Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. Фило­софский аспект проблемы. М.: Наука, 1989.

[22] Косарева Л.М. Социокултурный генезис науки. Нового времени. Философский аспект проблемы. М.: Наука, 1989. С. 117

[23] Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1978. Т. 2. С. 116-118

[24] Декарт Р. Рассуждения о методе // Декарт Р. Счинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1989. Т. 1. С. 260

[25] Ортег- и-Гассет X. Положение науки и исторический разум // Что такое философия. М.: Наука, 1991. С. 193

[26] Guerlac H. Neuton at Epicure // Essays and papers in the history of modern science. Baltimore; L., 1997. P. 82-106; Laudan L. Science and hypotheses: History essays on science methodology. Dordrecht etc., 1981. P. 27-58; Rogers GAJ. Decarts and the method of English science // Annals of science. L., 1972. Vol. 29. № 3. P. 237-255; Shapiro B.J. Probably and certainly in seventeenth century England. Princeton (N.J.): Princeton univ. press, 1983. X, 347 p.

[27] "Джентльменами науки" англоязычные исследователи ее истории в XIX в. называли сторонников ориентации на упрочение доминирующего положения физи­ческой науки в системе наук, на внедрение физики в образовательные программы в качестве образца формирования интеллектуальных качеств обучаемых, на развитие фундаментальных исследований и депрофанацию образа науки в обществе.

[28] Dewey J. Logic. The theory of Inquiry. N.Y., 1995. P. 105.

[29] Бернстайн Р. Дж. Возрождение прагматизма // Вопр. философии. 2000. № 5. С. 107-108

[30] Маркс К. Капитал. Т. 1. Послесловие ко второму изданию // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения в 50 т., 2-е изд., М.: Изд-во политической литературы. 1995. Т. 23. С. 21-22.

[31] Кузькин В.Г. Объект и метод в генетике // Взаимодействие методов естествен­ных наук в познании жизни. М.: Наука, 1976; Методология "Капитала" К. Маркса и современная наука. Л: Изд-во ЛГУ, 1984; Губаревич А.И. Философский анализ эво­люции понятия "ген". Мн.: Наука и техника, 1985.

[32] Лпкатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978. С. 217-218.

[33] Там же С. 219-220.

[34] Habermas J. The Philosophical Discourse of Modernity. Cambridge, 1987. P. 408.

[35] Рузавин Г.И. Математизация научного знания. М.: Мысль, 1984, а также работы А.Г. Барабашева, Н. Бурбаки, Б.В. Гнеденко, Г.М. Идлис, В.Я. Перминова, С А. Янов­ской.

[36] Порус В.Н. Парадоксальная рациональность (очерки о научной рациональности). М.: Изд-во УРАО, 1999. С. 69.

[37] Ньютон-Смит В. Рациональность науки // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. 2-е изд. М.: Логос, 1996. С. 246.

[38] Хюбнер К. Критика научного разума. М.: ИФРАН, 1994. С. 78-90.

[39] Картер Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космо­логии // Космология: теории и наблюдения. М.: Наука, 1978. С. 372.

[40] Там же. С. 373

[41] Балашов Ю.В. "Антропные элементы" в современной космологии // Вопр. философии. 1988. N° 7. С. 126-127

[42] Щоисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопр. философии. 1990. N° 6. С. 38.

[43] Русскоязычные названия обоих типов вопросов предложены В.Е. Никифоро­вым и,на мой взгляд, наиболее адекватно выражают взаимосвязь процессуального и содержательного аспектов проблемы. См.: Никифоров В.Е. Проблемная ситуация и проблема: генезис, структура, функции. Рига: Балт. рус. ун-т, 2002

[44] Употребление для названия методов данной группы термина "прием" (достаточ­но устоявшееся) сопряжено с очевидным фактом их фундаментального гносеологи­ческого статуса: включенность в качестве незаменимых элементов во все другие схе­мы, регламентирующие содержание и последовательность познавательных действий.

[45] Чешев В.В. Взаимосвязь инженерной деятельности и научного знания // Вопр. философии. 1986. № 3.

[46] Хилькевич АЛ. Решение проблем в науке, технике, практической деятельности. М.: Наука. 1999; Яценко Л.В. Способы управления творческим процессом (обзор зарубежных методик научного и технического творчества) // Природа научного открытия. М.: Наука, 1986.

[47] Ramsey F.P. Foundations of Mathematics and other Essays. New Jersy, 1960.

[48] Рузавин Г.И. Научная теория. Логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1978. С. 95.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: