Объяснительные принципы

Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии: учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 336 с.

Основные методологические принципы отечественной психологии

Принцип детерминизма: все явления объективного мира (включая и психические) взаимосвязаны и подчиняются причинно-следственным законам, которые могут быть вы­явлены. Выявление таких законов — основная цель науки. Это общенаучный принцип, отказ от которого ведет к тому, что научное познание полностью теряет свое значение. Лю­бой закон природы, выявленный в процессе научного иссле­дования, представляет собой причинно-следственную связь.

Принцип системности: для объяснения психических яв­лений необходимо установление разноуровневых и разно-направленных причинно-следственных связей,

• которые обеспечивают единство функционального соста­ва и структуры явления;

• которые обеспечивают функциональные связи изучаемого явления с другими явлениями;

• на основе которых изучаемое явление включается в состав более сложных явлений.

Принцип формирования и развития психики в деятельности (принцип единства сознания и деятельности)', психика пред­ставляет собой ориентировочно-исследовательские компо­ненты (составляющие) действий живого организма, резуль­татом которых выступает постоянно совершенствующийся образ окружающего мира. По мере развития образ мира, в свою очередь, выступает ориентировочной основой для пла­нирования и организации все более сложных форм поведе­ния и деятельности.

Принцип активности: психическая ориентировка жи­вых организмов носит активный ориентировочно-иссле­довательский характер, направленный на исследование окружающей среды и на прогнозирование ее возможных изменений.

Следует отметить, что наличие внутренних форм физио­логической активности, направленных на сохранение по­стоянства внутренней среды (поддержание гомеостаза), — один из существенных признаков, отличающих живые явле­ния от неживых. При этом эволюционное усложнение жи­вых организмов связано с совершенствованием и распро­странением поведенческой активности и жизнедеятельно­сти на различные условия и предметы окружающего мира. В свою очередь, более сложные механизмы поведения в сре­де, необходимо требуют эволюционного совершенствования способов активной предварительной ориентировки в окру­жающей среде. У человека относительно самостоятельную активность по мере психического развития приобретают также и формы выполнения действий во внутреннем, умст­венном, плане.

Вместе с тем активность как существенное свойство жиз­ни до настоящего времени не находит своего объяснения:

как из неживой и неактивной материи формируются живые

активные организмы — одна из центральных нерешенных проблем биологии.

Принцип развития', объяснение психических явлений и процессов возможно только при изучении закономерностей их формирования и развития:

• в филогенезе и антропогенезе (эволюционное развитие и антропогенез);

• в процессах социогенеза, в процессах исторического раз­вития человечества;

• в онтогенезе, в процессах индивидуального развития пси­хики.

Только методы, направленные на исследование генезиса психических явлений, обеспечивают необходимые условия для установления объективных психологических законов и объяснения особенностей человеческой психики.

Принцип историзма', объяснение особенностей и законо­мерностей развития психики человека возможно только при учете конкретно-исторических условий его индивидуально­го развития. Каждая эпоха развития человечества и специ­фика конкретных социальных условий существенным обра­зом определяют качественные особенности формирующей­ся в онтогенезе психики каждого человека.

Наряду с научными общепсихологическими принципа­ми некоторые авторы формулируют также методологиче­ские принципы, которые фиксируют специфические осо­бенности отечественного культурно-исторического, систем-но-деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений.

А. Г. Асмолов

Принципы психологического анализа в деятельностном подходе к объяснению психических явлений (Асмолов, 1996):

• принцип предметности как оппозиция принципу стимуль-ности;

• принцип активности как оппозиция принципу реактивно­сти;

• принцип неадаптивной природы предметной деятельно­сти человека как оппозиция принципу адаптивности;

• принцип опосредствования как оппозиция принципу непосредственных ассоциативных связей;

• принцип интериоризации — экстериоризации деятельно­сти как оппозиция принципу социализации;

• принцип психологического анализа по единицам как оп­позиция принципу анализа по элементам;

• принцип зависимости психического отражения от места отображаемого объекта в структуре деятельности.

А. А. Леонтьев

Обобщенные постулаты, на которые опирается деятель-ностный подход к анализу и объяснению психических явле­ний (Леонтьев А. А., 2001):

• человеческие отношения к окружающему миру опосредст­вованы активной деятельностью (преодоление постулата непосредственности);

• деятельность есть исходный источник и (вторично) резуль­тат единства процессов преобразования и отражения дей­ствительности;

• «внешняя» деятельность есть исходный источник и (вто­рично) результат «внутренних», умственных, форм дея­тельности (процесс интериоризации);

• деятельность есть исходный источник и (вторично) резуль­тат единства субъективного и объективного, индивидуаль­ного и социального.

4.2. Теории эволюционного формирования и развития психики

Не вызывает сомнений, что психические функции явля­ются одним из самых мощных факторов эволюции высших живых организмов. Можно утверждать, что этот фактор не­достаточно учитывается и анализируется в современной тео­ретической биологии. Вместе с тем в отечественной науке существует ряд теорий, которые позволяют определить роль

психических функций в процессах эволюции.

А. И. Северцов (1866-1936) Формы приспособления животных к среде обитания

1. Приспособленность обеспечивается соответствием строения и функций органов животного той среде, где

оно обитает.

2. Скорость изменения организма должна быть не ниже скорости изменения окружающей среды (экологической ниши).

3. Изменения признаков у организмов в процессе приспо­собления могут быть наследственными и ненаследствен­ными (приобретенными).

4. Способы адаптации организмов зависят от скорости из­менения различных факторов окружающей среды:

• приспособление к медленным изменениям среды обеспе­чивается: а) наследственным изменением морфологии (анатомического строения) живого организма; б) наслед­ственным изменением поведения (двигательные функци­ональные возможности животного, рефлексы, инстинк­ты); ^

• приспособление к быстрым (ситуативным) изменениям среды обеспечивается: а) функциональным (прижизнен­ным) изменением строения путем упражнения органов;

б) функциональными изменениями поведения (научение).

5. Чем выше организация вида, тем больше изменчивость реализуется не за счет морфологических, а за счет функ­циональных изменений.

6. Для существования живого организма в быстро меняю­щихся условиях окружающей среды необходимо эволю­ционное возникновение предпосылок для прижизнен­ного формирования индивидуальных особенностей по­ведения — научения.

Деятельностный подход к анализу и объяснению психических явлений

Д. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец Теория эволюционного формирования и развития психики в зависимости от двигательной активности живых организмов

В разработке и построении этой теории А. Н. Леонтьев и А. В. Запорожец отталкивались от анализа тех критериев, на

которые опирались в философии и естествознании при определении психических явлений.

Что такое психика? Каковы самые простые формы психических функций?

Альтернативные гипотезы о появлении психики, кото­рые выдвигались в истории развития взглядов на психиче­ские явления:

• религиозно-мистическое происхождение психики. Пси­хика есть особая нематериальная субстанция;

• появление психики связано с появлением человека и чело­веческого сознания. Психика — это внутренний мир, это присущая только человеку способность к сознательному рефлексивному самоанализу и самоотчету (Р. Декарт);

• существует всеобщая одухотворенность природных явле­ний, которая в различной степени выраженности присут­ствует у любого явления. Психика — это особое свойство (атрибут) всех материальных явлений (Б. Спиноза);

• психика есть атрибут только живой материи;

• психика присуща только организмам, имеющим нервную систему.

Все гипотезы о первичных формах психических явлений не могут быть признаны удовлетворительными с позиций современных естественно-научных теорий и имеющихся фактических данных.

Объяснительные принципы

1. Что выступает единицей жизнедеятельности организ­ма в контексте психологического анализа?

Единицей жизненного процесса выступает деятель­ность — целенаправленная активность, в которой реализу­ется то или иное жизненное отношение субъекта к дейст­вительности, которая обеспечивает взаимодействие орга­низма с предметной средой и служит удовлетворению какой-либо потребности организма.

При этом под исходными формами деятельности пони­маются всевозможные жизненно необходимые или жиз­ненно важные отношения и связи живого организма с окру­жающим миром (внешней средой), которые активно вос­производятся в форме взаимодействий с определенным диапазоном предметов и объектов и обеспечивают удовлет­ворение какой-либо потребности.

Позднее в процессе эволюции животных организмов, ан­тропогенеза, а также исторического развития человечества формируются и развиваются все более сложные производ­ные типы и виды деятельностей (см. ниже).

2. В чем заключаются простейшие формы жизнедеятель­ности?

Наиболее простая форма жизни представляет собой про­цессы внутренней активности организма, которые: а) запус­каются при непосредственном воздействии биологически значимых раздражителей (раздражимость); б) поддержива­ют жизнедеятельность.

Например, такая форма жизнеобеспечения и жизнедея­тельности характеризует растительные организмы, которые не имеют внешних форм активности и не имеют возможно­сти самостоятельно выбирать среду обитания. Растительный организм приспособлен к росту в определенной среде обита­ния, которая обладает набором биологически значимых па­раметров и может рассматриваться как относительно одно­родная. Расселение и обнаружение благоприятных условий для произрастания обеспечивается не активным поиском, а случайными факторами.

3. Каковы первичные условия, детерминирующие эволюцио-нирование животных организмов и их функциональное совер­шенствование?

Переход организмов от жизни в простой однородной среде к жизни в меняющейся предметной неоднородной среде необходимо предопределяет формирование ряда но­вых функций.

• Раздвоение изначально единого процесса жизнедеятель­ности на функции отправления (физиологическая актив­ность, направленная на поддержание постоянства внут­ренней среды, — гомеостаза) и функции поведения.

• Функции поведения: а) заключаются в активном приспо­соблении живого организма к меняющимся условиям сре­ды на основе перемещения от неблагоприятных условий в направлении к более благоприятным условиям обитания;

б) необходимо предполагают ориентировочную и испол­нительную части.

• Функции поведения обеспечиваются эволюционным раз­витием: а) специализированных органов передвижения;

б) органов чувств, которые обеспечивают ориентировку, организацию и регуляцию двигательной активности.

Выделение функций поведения в жизнедеятельности жи­вого организма — необходимое условие для формирования психических функций. Реализация любой формы поведения необходимо предполагает две системы взаимосвязанных функций: а) функций, обеспечивающих перемещение в сре­де обитания; б) функций, обеспечивающих предваритель­ную ориентировку в среде обитания.

4. К каким изменениям в функциональных возможностях у живых организмов приводит формирование органов передви­жения и развитие органов чувств?

Эволюционное формирование простейших органов пе­редвижения и органов чувств обеспечивает переход от раз­дражимости — реакций, возникающих только при непосред­ственном контакте организма с биологически значимым раздражителем, к чувствительности — ориентировке орга­низма в направлении к жизненно важным объектам (кото­рые имеют биологический смысл) посредством стимулов жизненно не значимых, имеющих только сигнальный харак­тер.

Такие формы поведения и ориентировки во внешней сре­де (чувствительность) наблюдаются уже у простейших одно-

клеточных животных организмов, которые реализуются в форме таксисов (Фабри, 1993).

5. Что выступает исходной формой психических явлений (психических функций)?

Чувствительность выступает исходной формой психиче­ских явлений. Чувствительность дифференцируется: а) на переживания внутренних состояний (аффективная чувстви­тельность); б) на способность к ориентировке во внешней среде (экстероцептивная чувствительность). Этим обеспе­чивается регуляция взаимосвязей между внутренней средой организма и организацией поведения во внешней среде.

Наличие чувствительности у живого организма выступа­ет критерием, по которому можно судить о наличии элемен­тарных форм психики.

Дифференциация внутренней и внешней чувствительно­сти эволюционно необходима для согласования: а) направ­ления внешней поведенческой активности животного в сре­де обитания б) с текущим внутренним органическим состоя­нием, которое может «требовать» изменения различных внутренних параметров. В зависимости от текущего недо­статка тех или иных веществ, температуры, освещенности для подержания внутренней среды организм должен соот­ветствующим образом изменять направленность своего по­ведения и ориентироваться на различные объекты. Это зна­чит, что для животного организма поддержание гомеостаза обеспечивается динамическими отношениями между: а) из­менением внутренне переживаемых потребностных состоя­ний нужды; б) изменением поведенческой активности в сре­де, направленной на строго определенные объекты (моти­вы), достижение которых ведет к устранению периодически возникающих потребностных состояний.

6. Какие факторы детерминируют эволюционное формиро­вание и развитие психических функций?

Приспособление животных к сложным, предметным, ди­намическим условиям окружающей среды в процессе эво­люции обусловливает усложнение функционально-струк-

турного строения деятельности (поведения) животных, что ведет к необходимости прогрессивного развития психиче­ского отражения (психической ориентировки) и совершен­ствованию органов чувств.

А. Н. Леонтьев обосновывал и подчеркнуто настаивал на том, что генетический ряд причинно-следственных связей, лежащих в основе эволюции психических функ­ций, имеет следующую направленность: изменение окру­жающей среды -> необходимые для выживания и приспо­собления изменения в поведении (деятельности) живот­ных организмов -> необходимость в изменении способов ориентировки, функционально обеспечивающих органи­зацию новых форм поведения (деятельности) -> формиро­вание и развитие новых структурных особенностей орга­низма — органов чувств, органов передвижения, нервной системы и мозга.

7. В каких направлениях дифференцируются различные виды деятельностей у животных организмов в процессе эволю­ции?

Изменение деятельности (поведения) животных в фило­генезе (и в онтогенезе) происходит в двух основных, тесно взаимосвязанных направлениях:

• изменение и расширение биологического значения раз­личных предметов и объектов, на которые направляется деятельность (развитие потребностей, мотивов);

• изменение состава действий, операций (поведения, двига­тельной активности) в зависимости от условий, в которых животному дан предмет деятельности.

Первое направление дифференцирования типов и видов деятельностей связано с эволюционным развитием морфо­логических структур (тканей и органов) у животных, для поддержания и сохранения которых требуется расширение диапазона биологически значимых природных объектов, на которые начинает направляться внешняя поведенческая ак­тивность.

Второе направление дифференцирования типов и видов деятельностей связано с усложнением условий окружающей среды, в которых животному приходится реализовывать все более сложные формы поведения, которые требуют более сложных двигательных приемов и способов их организации.

S. Каким законам подчиняется формирование новых психи­ческих функций в процессе эволюции?

Изменение строения деятельности в филогенезе и в онто­генезе (усложнение и развитие поведения) ведет к порожде­нию, развитию и усложнению обеспечивающих ее психиче­ских функций.

• Уровень психического отражения (особенности образа и психической ориентировки) у животных зависит от того, в какой мере они способны оказывать поведенческие воз­действия на компоненты среды.

• В процессе эволюции формы психического отражения (психической ориентировки) отстают в своем развитии от изменений в строении деятельности животного.

• Связанные с эволюцией психики анатомо-морфологиче-ские изменения в строении органов чувств, мозга, опор­но-двигательной системы первично обусловливаются функциональными изменениями в поведенческой и ори­ентировочно-исследовательской активности животного в природной среде.

Чем разнообразнее активные поведенческие воздействия животного на объекты окружающей среды, тем большее ко­личество свойств таких объектов может быть выявлено, за­фиксировано и может включиться в состав психического об­раза при реализации ориентировочно-исследовательских операций с помощью органов чувств.

Поэтому в процессах эволюционного развития и форми­рования новых способов ориентировки исходным является новый тип поведенческих взаимодействий животных с объек­том, а в качестве производных результатов выступают новые

компоненты психического образа, полученные на основе новых взаимодействий с объектом.

Совершенствование функциональных возможностей животных в организации поведения и способов ориентиров­ки в среде обитания вызывают эволюционное изменение и преобразование анатомо-морфологических особенностей организма.

9. Какие существуют стадии (уровни) эволюционного раз­вития психических функций у животных организмов?

В зависимости от строения деятельности, характера пси­хического отражения (психической ориентировки) и спо­собности к научению выделяются три основные стадии в фи­логенетическом развитии психики у животных организмов:

• стадия элементарной сенсорной психики — организация врожденного, видотипичного поведения животного на основе ориентировки в отдельных свойствах предметов и явлений при отсутствии способности к научению;

• стадия перцептивной психики — организация поведения животного на основе: а) ориентировки в целостных пред­метах и явлениях и б) ориентировки в условиях, определя­ющих способ выполнения действий. Приобретение разно­образных навыков;

• стадия интеллекта — организация поведения животного на основе ориентировки в межпредметных связях и отноше­ниях, что обеспечивает решение нестандартных ситуатив­ных задач: операции (способы действий) отделяются от ис­ходной деятельности и переносятся в другие ситуации, в другие деятельности и на другие предметы;

• высший уровень развития психической ориентировки — сознание человека (см. ниже).

Стадии эволюционного развития психики получили теоретическую и эмпирическую конкретизацию в работах К. Э. Фабри.

Стадия элементарной сенсорной психики чаще всего на­блюдается у животных, имеющих сетевидную и ганглионар-

ную анатомо-морфологическую организацию нервной сис­темы. Ориентировка поведения реализуется на основе отра­жения отдельных свойств внешнего мира. Поведение ориентируется на раздражители определенной модальности, которые находятся в связи с биологически значимыми для животного компонентами среды. Значительно преобладают врожденные формы поведения. Научение проявляется: а) в угасании реакции на повторяющийся внешний раздражи­тель; б) во временном распространении врожденных двига­тельных реакций на ограниченный диапазон новых внешних раздражителей (привыкание, сенсибилизации).

При этом можно выделить: а) низший уровень сенсор­ной психики: простейшие, губки, кишечно-полостные, в поведении которых наблюдаются лишь изменения скоро­сти и направления передвижения с целью избежать небла­гоприятных условий существования; б) высший уровень:

черви, многие членистоногие, брюхоногие моллюски, иг-локожие, в поведении которых появляется поиск благопри­ятных условий существования на основе сложных таксисов.

Стадия перцептивной психики наблюдается у животных, имеющих более сложную структурную организацию нерв­ной системы: дифференцированные и усложненные голов­ные ганглии (у членистоногих) или отделы переднего мозга (у позвоночных). Ориентировка поведения реализуется на основе не отдельных внешних раздражителей, а на основе комплекса одновременно воздействующих раздражителей различной модальности, которые синтезируются в целост­ный образ объекта (перцепция). Ориентировка начинает распространяться не только на предметы потребности, но и на условия, в которых такие предметы располагаются. Поэ­тому поведение разделяется на операции, которые обеспечи­вают: а) взаимодействия с предметными условиями среды (например, обход или перемещение предмета); б) взаимо­действия с предметом потребности. Наблюдается разнооб­разие навыков, которые приобретаются на протяжении жиз­ни путем упражнения. В поведении становится возможным

классическое и оперантное обусловливание, что проявляет­ся в форме научения на основе развития функций памяти как в двигательной (навыки), так и в перцептивной сферах (опознавание объектов и ситуаций).

При этом можно выделить: а) низший уровень перцеп­тивной психики: высшие членистоногие, головоногие мол­люски, часть позвоночных (земноводные, пресмыкающие­ся); б) высший уровень перцептивной психики (птицы, мле­копитающие).

Стадия интеллектуальной психики характеризует живот­ных, которые имеют относительно высокое развитие коры головного мозга. Ориентировка поведения осуществляется на основе активного отражения и исследования межпред­метных связей и отношений в непосредственно восприни­маемом поле жизнедеятельности. Благодаря таким формам ориентировочно-исследовательских операций становится возможным: а) решение задач без «проб и ошибок» («ин-сайт»), путем ситуативного «одномоментного» установле­ния («усмотрения») межпредметных отношений и связей;

б) решение многофазных задач (у некоторых видов живот­ных инструментальных задач) на основе разделения дейст­вий животного во времени на подготовительную фазу и ис­полнительную фазу. Наблюдается широкий перенос навы­ков, способов выполнения действий (операций) в новые ситуации. При решении задачи животные начинают поль­зоваться не одним стереотипным способом, а используют разные способы из ранее накопленного опыта (Фабри, 1993).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: