double arrow

Тема 6 Метод наблюдения

В точных науках это первичный и элементарный процесс. Но в психологии, наряду с экспериментом, Это основной метод. Многократно совершенствовался, менялся. Его основное достоинство состоит в том, что он проводится в естественной ситуации, он не изменяет поведения наблюдаемых лиц. Психике через внешние проявления.

Метод предполагает наличие программы наблюдения, в которой перечислены ожидаемые элементы Поведения, реакций наблюдаемых в тех или иных ситуациях, исследователь фиксирует частоту или интенсивность их проявления.

Карта наблюдения

объект

предмет

проявления

Необходимо запланировать время и продолжительность исследования.

Недостаток - трудоемкость, временные затраты, когда интересующие виды

поведения, проявления личности случайно встречаются в структуре других проявлений,

требует ожидания. Фиксация единичных проявлений недостаточна для надежных выводов,

требует подтверждения другими методами

Различают следующие виды психологического наблюдения: (см. таблицу)

Наблюдение является основным, если не единственным, методом изучения психики

детей в младенческом и раннем предшкольном детстве.

КЛАССИФИКАЦИЯ видов наблюдения(Н.)

  Критерий классификации   Вид Наблюдения.    
1. Направленность. 1.Внешнее (объективное Н): 1).не включенное, 2).участвующее.   2.Самонаблюдение (………..)  
2. Полнота. 1. Сплошное - фиксируются все факты доступные восприятию. 2. Выборочное - фиксируется то, что свойственно предмету.  
3. Позиция наблюдателя.  
4. Форма записи. 1. Фотографичное (пишу, что вижу). 2. Обобщенное. 3. Интерпретационное.

Комментарии:




1. Внешне наблюдение:

1). Наблюдение со стороны (не включенное). Исследователь не участвует в наблюдаемой ситуации.

Может быть за ширмой.

2). Участвующее наблюдение. В данном случае присутствие и поведение наблюдателя - часть изучаемой ситуации.

2. Самонаблюдение:

Широко применялся в эмпирической психологии 18-19 вв.

Здесь описываются факты сознания (мысли, переживания, образы) самого наблюдателя. Особенно показан при изучении психических состояний (эмоциональных, функциональных (утомление, работоспособность и т.п.)).

Проблемы:

- нет одновременности тождественности переживания и его вербального выражения; t -задержка во времени.

- Большой удельный вес субьективного фактора на всех этапах реализации метода.



2/. Существует сплошное (не направленное) и выборочное (ориентированное) наблюдение.

Сплошное - когда фиксируются все факты, особенности, доступные восприятию.

Проблемы метода наблюдения.

1).Проблема перевода данных на психологический язык.

2).Пристрастность наблюдателя.

3).Невоспроизводимость ситуации.

4).Не контролируется Н.П.

Самонаблюдение(интроспекция) рефлексия - процесс и позиция, когда человек и объект (сознание) и субъект наблюдаются.

Виды:

1).Самонаблюдение - актуальная фиксация протекающих психологических процессов.

2).Ретроспективный самоотчет.

Это фиксация, описание и оценка явлений сознания, более или менее отдаленных во времени.

Достоинство:

--Единственный способ изучения субъективных индивидуальных аспектов сознания.

Наблюдается возрождение метода.

Ограничения:

1).Невоспроизводимость.

2).Неверифицируемость.

3).Необходимость специального обучения.

Типичные источники ошибок наблюдения.

1.Галло-эффект, обобщающий впечатление ведет к грубому восприятию, отсутствию тонких различий.

2.Эффект снисхождения, тенденция давать положительные оценки.

3.Ошибка центральной тенденции (средней оценки).

4.Краткость оценок.

5.Ошибки корреляции (оценка одного признака влияет на оценку другого).

6.Ошибка контраста (склонность набл. выделять черты, противоречащие чертам наблюдателя).

7.Ошибки проекции.

8.Ошибки стереотипизации.

Способы повышения достоверности.

1.Использование технических средств (видео, аудио)

2.Проведение независимого наблюдения несколькими наблюдателями, и сопоставление результатов.

3.Анализ и устранение своих характерных ошибок.







Сейчас читают про: