На этом этапе производится выбор методических средств исследования, прежде всего эмпирических. Этот выбор определяется характером предметом исследования, определенные ограничения вносят особенности объекта исследования (возрастные, интеллектуальные и др).
Принципы выбора методических средств. Обычно рекомендуется разумное сочетание стандартизированных и исследовательских методов, а также количественных, вербальных опросников и проективных методов. Таким образом обеспечивается возможность получения данных об осознаваемых и неосознаваемых
компонентах внутреннего мира.
5 этап - сбор, фиксация и измерение эмпирических данных:
А) Проведение пилотажного исследования.
Б) Проведение основного исследования или серии исследований.
Подэтап пилотажного исследования предусматриваются исходя из необходимости освоения исследователем методического инструментария, адаптации к испытуемым, ориентации в сроках исследования и т.п.
Этап - обработка и анализ данных.
|
|
Математико- статистический (количественный) анализ;
Этот этап проводится, как правило, с помощью компьютеризированной программы математико-статистической обработки STATISTICA или SPSS. При этом первоначально информация обычно набирается в электронную таблицу программы Ехсеl и затем переводится в базу данных программ STATISTICA или SPSS.
В сравнительных исследованиях обработка и анализ данных в этих программах обычно представляет собой анализ достоверности различий с помощью статистических критериев.
В корреляционных исследованиях проводится расчет корреляционных матриц и, далее, построение корреляционных графов, плеяд с целью выявления структуры изучаемого явления.
Достоверные межгрупповые различия и корреляционные связи позволяют принять или опровергнуть ту или иную статистическую гипотезу, на основе которой можно проверить главное, подтверждена или опровергнута, полностью или частично, исследовательская гипотеза.
На последнем этапе математик0-статистического анализа часто проводится и более сложгый многомерный статистический анализ – факторный, кластерный и др. [ ]. Этот математический аппарат позволяет строить структурные модели явлений, находить системообразующие факторы.
Содержательный (качественный, психологический анализ) проводится на следующем, седьмом этапе.