double arrow

Тема 7 Основные характеристики, виды и этапы научного исследования

I. Х арактеристики научного исследования

Научное исследование – основной способ получения нового знания в науке. Сам термин исследование – слово, определяемое в словаре как поиск знания, поиск истины. «Следование» – этимологически восходит к словосочетанию «идти по следу». В толковом словаре Ожегова слово исследование поясняется в двух вариантах:

а) научное исследование;

б) осмотр, выяснение, изучение чего-либо.

Во втором случае речь может идти о медицинском обследовании больного врачем, о судебном, журналистском или парламентском расследовании и т.д.

Научное исследование отличается от подобных расследований, обследований и т.п. тем, что оно обладает следующими основными чертами:

1) Оно имеет дело с конкретными определенными объектами, с ограниченным набором эмпирических данных, которые можно собрать с помощью научных методов.

2) В нем четко разграничивается положения, доказанные фактами и предположения, гипотезы, мнения и т.д.

3) Цель научного исследования – описание и теоретическое объяснение изучаемых фактов и предсказание новых.

4) В нем решаются следующие задачи:

а) эмпирические – выявляются новые факты;

б) методические – разрабатываются новые методы;

в) теоретические – выдвигается система идей, принципов, вводятся понятия для объяснения полученных эмпирических результатов.

г) практические задачи (в прикладных исследованиях)

Научное исследование в психологии проводится по общепринятым стандартам, заданным в том или ином идеале научности. Ориентация в психологическом исследовании на классический идеал научности, на экспериментальный подход характерна, в частности, для исследователей, тяготеющих к изучению психических явлений, имеющих тесные корреляты с особенностями функционирования ЦНС, например, для нейролингвистических исследованй, проводимыми в школе А.Р.Лурия: таковы работы по изучению особенности речевой деятельности при афазиях.

Другие направления исследования, например, проводимые в области творческой деятельности, соотносящие ее содержание с духовно-нравственными или ценностно-смысловыми характеристиками личности автора, проводятся сегодня обычно с ориентацией на гуманитарный идеал научности, что проявляется, в частности, в выборе современных праксиметрических методов анализа, требующих большей активности испытуемого, например, описаний событий своей жизни, метода репертуарных решеток Келли и др. [ ].

Научное исследование в психологии по своим целям отличается от психодиагностического обследования, но может включать в себя психодиагностическое обследование личности, его данные, это именуется личностным подходом к изучению отдельных психических явлений). В научном исследовании происходит как бы основное движение мысли исследователя от объекта к его теоретической модели, то-есть основной вектор познающей мысли направлен от изучаемого человека или группы людей к обобщающей теоретической конструкции, поскольку главная цель – теоретическое объяснение (построение классификации, выявление причинно-следственных связей, обнаружение психологического механизма психического явления). В психодиагностическом обследовании основной вектор движения познающей мысли в определенном смысле обратный – от общей теоретической схемы к конкретному случаю ее реализации, где интерпретация производится с учетом индивидуальности, а цель обследования, психологический диагноз, обращен к объекту обследования.

Рис.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: