Тема 8 Эксперимент

Это основной и наиболее строгий вид психологического исследования. Часто трактуется расширительно.

1.Лабораторный эксперимент.

2.Эстественный (полевой).

3.Пилотажный эксперимент.

Одно из определений эксперимента (Клод Бернар): Экспериментировать - это значит в целях решения вопроса, поставленного в результате конкретного наблюдения и проверки возникшей гипотезы, держать под контролем все факторы возникновения изучаемого явления и систематически варьировать каждый из них, оставляя неизменными остальные, чтобы точно определить их влияние на исследуемое явление.

Достоинства: 1).Учет в психологии различных факторов.

2).Подвергается математической обработке.

3).Использователь сам вызывает изучаемое явление.

4).Причинно-следственные связи.

Недостатки: 1).В психологии эксперимент не способен воссоздать реальные условия психической жизни, где одновременно на предмет влияет множество факторов. Искусственность.

2).Чем сложнее наблюдаемое психологическое явление, тем более проблематично применим эксперимент. В психологии - квази эксперимент, в точных науках - факторный эксперимент.

Но на практике в психологии под экспериментом часто понимается всякая исследовательская процедура, осуществляемая при контролируемых исследователем условиях. При таком понимании к эксперименту относятся и тестовые методики, и социометрические опросы лабораторного типа. Но существенная черта

эксперимента состоит, не в общем контроле за ситуацией и созданием условий для выявления наблюдаемого явления. Существенная черта эксперимента - выделение исследуемого фактора, и его градаций, от не

зависимой переменной и регистраций тех изменений, которые он производит. Это изменение в (области

психологических переменных) - зависимая переменная, (независимая переменная) - состояние -N - al.

Чаще всего в психологическом эксперименте имеем дело с двумя группами (экспериментальной и контрольной). В экспериментальной группе включается исследовательский фактор, в контрольной нет

Контрольная группа нужна, чтобы проследить происходят ли изменения под влиянием исследовательского фактора или по другим причинам.

1. предварительные измерения введение фактора основные измерения

(фон) А А1

2.

Экспериментальная гр. Контрольная гр.

1.Фон. А В

2.Возд. +(дается) -(не дается)

3.Основные измер. А1 В1

4 основные фазы экспериментального подхода:

1).Наблюдение за явлением, обнаруживающее интересные факты.

2).Формулирование гипотез о зависимостях, которые могут быть между фактами.

3).Экспериментирование.

4).Обработка результатов и их интерпретация.

3 основных вида психологического эксперимента.

1.Лабораторный - в специально создаваемых и контролируемых условиях (в основном познавательная деятельность). Контролируемость, но и искусственность условий.

Всегда открыт вопрос: Моделирует ли экспериментальная лабораторная ситуация существенные условия жизни и характеристики естественного поведения человека. Общего ответа нет.

2.Естественный. Вырос из педагогической практики. Лазурский А.Ф. его создал в С-Пб (врач и психолог).

Снимает ограничения лабораторного эксперимента. Педагог варьирует в разных классах содержания, методы, формы обучения и изучает влияние этих факторов на усвоение, мотивацию, эмоциональное отношение и др.

Испытуемые не подозревают, что они испытуемые. Эксперимент здесь сочетается с наблюдением.

3.Формирующий. Это метод исследования психического развития детей в условиях специально организованног экспериментального педагогического процесса. Формирующий эксперимент - это всегда естественный эксперимент.

Лабораторный эксперимент - констатирующий, формирующий эксперимент строится на гипотезе о том или ином, в зависимости от изучаемых способностей, в специально выстроенных для этого условиях.

Контроль - специалистами разного уровня: педагоги, психологи, методисты. Психологический процесс становится экспериментом. Идет поиск новых форм учебно-воспитательного процесса.

Этический фактор: предвидение последствий, ответственность исследователей за ход и результаты экспериментов.

4.Факторный. В эксперименте должны быть под контролем факторы-переменные, влияющие на исследуемую психологическую переменную. Факторы называют независимыми переменными.

Идеальный принцип: вариация только одного из переменных при сохранении остальных постоянными. Это не всегда возможно. Чаще варьируется несколько переменных и Д.А. показывает их влияние.

Планирование эксперимента: факторное планирование или факторный эксперимент.

  А1 А2
В1    
В2    

А - время эксперимента; В - ракурс показа слайда.

4. Пилотажный эксперимент (развернутый)

Эксперименты:

- естественный, лабораторный, квазилабораторный,

- - констатирующий - направлен на изучение явления.

- Обучающий (формирующий) - в нем явление изучается и преобразуется, изучается в развитии, происходящем в ходе эксперимента.

- Пилотажный - предварительный,

- Исследовательский - направлен на получение достоверных данных о причинно-следственных связях,

- Мысленный - гипотетическое выражение (мысл.) с логическим предсказанием следствий. М.э. часто совершается, когда невозможен реальный. Можно приблизится к И.э..

- Решающий - направлен на разрешение научного конфликта 2-х конфликтующих гипотез.

Требования к эксперименту: - репрезентативность - приближенность Р.Э. к И.Э.; - достоверность - приближенность к Г.С.; - валидность: надежность

Типология испытуемых: Стратегия испытуемых:

1. Услужливые. 1.Симуляция - предъявление характеристик

2. Негативисты. Нетипичного поведения.

3. Подозрительные 2.Десимуляция - сокрытие типичного поведения.

4. Эгоисты. 3.Аггравация (утяжеление) - усиление, заострение

5. Сотрудничающие (кооперирующие). Симптомов.

Список литературы:

1.Д. Кэмпбелл, "Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях", М.Прогресс,1980.

2.В.Н. Дружинин, "Экспериментальная психология", М, 1997.

3.Т.В. Корнилова, "Введение в психологический эксперимент", МГУ, 1997.

4."Методы исследования в психологии: квазиэксперимент", (под ред. Т.В. Корниловой), М., 1998.

5.Я.В. Куликов, "Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению", С-Пб., 1995.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: