Это основной и наиболее строгий вид психологического исследования. Часто трактуется расширительно.
1.Лабораторный эксперимент.
2.Эстественный (полевой).
3.Пилотажный эксперимент.
Одно из определений эксперимента (Клод Бернар): Экспериментировать - это значит в целях решения вопроса, поставленного в результате конкретного наблюдения и проверки возникшей гипотезы, держать под контролем все факторы возникновения изучаемого явления и систематически варьировать каждый из них, оставляя неизменными остальные, чтобы точно определить их влияние на исследуемое явление.
Достоинства: 1).Учет в психологии различных факторов.
2).Подвергается математической обработке.
3).Использователь сам вызывает изучаемое явление.
4).Причинно-следственные связи.
Недостатки: 1).В психологии эксперимент не способен воссоздать реальные условия психической жизни, где одновременно на предмет влияет множество факторов. Искусственность.
2).Чем сложнее наблюдаемое психологическое явление, тем более проблематично применим эксперимент. В психологии - квази эксперимент, в точных науках - факторный эксперимент.
|
|
Но на практике в психологии под экспериментом часто понимается всякая исследовательская процедура, осуществляемая при контролируемых исследователем условиях. При таком понимании к эксперименту относятся и тестовые методики, и социометрические опросы лабораторного типа. Но существенная черта
эксперимента состоит, не в общем контроле за ситуацией и созданием условий для выявления наблюдаемого явления. Существенная черта эксперимента - выделение исследуемого фактора, и его градаций, от не
зависимой переменной и регистраций тех изменений, которые он производит. Это изменение в (области
психологических переменных) - зависимая переменная, (независимая переменная) - состояние -N - al.
Чаще всего в психологическом эксперименте имеем дело с двумя группами (экспериментальной и контрольной). В экспериментальной группе включается исследовательский фактор, в контрольной нет
Контрольная группа нужна, чтобы проследить происходят ли изменения под влиянием исследовательского фактора или по другим причинам.
1. предварительные измерения введение фактора основные измерения
(фон) А А1
2.
Экспериментальная гр. Контрольная гр.
1.Фон. А В
2.Возд. +(дается) -(не дается)
3.Основные измер. А1 В1
4 основные фазы экспериментального подхода:
1).Наблюдение за явлением, обнаруживающее интересные факты.
2).Формулирование гипотез о зависимостях, которые могут быть между фактами.
3).Экспериментирование.
4).Обработка результатов и их интерпретация.
|
|
3 основных вида психологического эксперимента.
1.Лабораторный - в специально создаваемых и контролируемых условиях (в основном познавательная деятельность). Контролируемость, но и искусственность условий.
Всегда открыт вопрос: Моделирует ли экспериментальная лабораторная ситуация существенные условия жизни и характеристики естественного поведения человека. Общего ответа нет.
2.Естественный. Вырос из педагогической практики. Лазурский А.Ф. его создал в С-Пб (врач и психолог).
Снимает ограничения лабораторного эксперимента. Педагог варьирует в разных классах содержания, методы, формы обучения и изучает влияние этих факторов на усвоение, мотивацию, эмоциональное отношение и др.
Испытуемые не подозревают, что они испытуемые. Эксперимент здесь сочетается с наблюдением.
3.Формирующий. Это метод исследования психического развития детей в условиях специально организованног экспериментального педагогического процесса. Формирующий эксперимент - это всегда естественный эксперимент.
Лабораторный эксперимент - констатирующий, формирующий эксперимент строится на гипотезе о том или ином, в зависимости от изучаемых способностей, в специально выстроенных для этого условиях.
Контроль - специалистами разного уровня: педагоги, психологи, методисты. Психологический процесс становится экспериментом. Идет поиск новых форм учебно-воспитательного процесса.
Этический фактор: предвидение последствий, ответственность исследователей за ход и результаты экспериментов.
4.Факторный. В эксперименте должны быть под контролем факторы-переменные, влияющие на исследуемую психологическую переменную. Факторы называют независимыми переменными.
Идеальный принцип: вариация только одного из переменных при сохранении остальных постоянными. Это не всегда возможно. Чаще варьируется несколько переменных и Д.А. показывает их влияние.
Планирование эксперимента: факторное планирование или факторный эксперимент.
А1 | А2 | |
В1 | ||
В2 |
А - время эксперимента; В - ракурс показа слайда.
4. Пилотажный эксперимент (развернутый)
Эксперименты:
- естественный, лабораторный, квазилабораторный,
- - констатирующий - направлен на изучение явления.
- Обучающий (формирующий) - в нем явление изучается и преобразуется, изучается в развитии, происходящем в ходе эксперимента.
- Пилотажный - предварительный,
- Исследовательский - направлен на получение достоверных данных о причинно-следственных связях,
- Мысленный - гипотетическое выражение (мысл.) с логическим предсказанием следствий. М.э. часто совершается, когда невозможен реальный. Можно приблизится к И.э..
- Решающий - направлен на разрешение научного конфликта 2-х конфликтующих гипотез.
Требования к эксперименту: - репрезентативность - приближенность Р.Э. к И.Э.; - достоверность - приближенность к Г.С.; - валидность: надежность
Типология испытуемых: Стратегия испытуемых:
1. Услужливые. 1.Симуляция - предъявление характеристик
2. Негативисты. Нетипичного поведения.
3. Подозрительные 2.Десимуляция - сокрытие типичного поведения.
4. Эгоисты. 3.Аггравация (утяжеление) - усиление, заострение
5. Сотрудничающие (кооперирующие). Симптомов.
Список литературы:
1.Д. Кэмпбелл, "Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных исследованиях", М.Прогресс,1980.
2.В.Н. Дружинин, "Экспериментальная психология", М, 1997.
3.Т.В. Корнилова, "Введение в психологический эксперимент", МГУ, 1997.
4."Методы исследования в психологии: квазиэксперимент", (под ред. Т.В. Корниловой), М., 1998.
5.Я.В. Куликов, "Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению", С-Пб., 1995.