Экспериментальный метод в широком и узком смысле
Экспериментирование:
· В широком смысле: это изменение каких-либо условий при изучении закономерностей в той или иной области эмпирической реальности
· В узком смысле: проверка научных гипотез каузального характера на основе применения нормативов экспериментального метода
Эксперимент как образец гипотетико-дедуктивного рассуждения
Доказательство от противного – проблема фальсификации гипотезы (проблема асимметрии вывода из эксперимента)
Важные аспекты:
· Признание онтологического статуса психологической реальности
· Сциентистская установка как принятие возможности ее научного познания
Планирование эксперимента обеспечивает условия для реализации достоверного (валидного) вывода об экспериментально установленной зависимости. Его цель – достижение валидности эксперимента
Виды валидности:
· Внутренняя (в любом эксперименте)
· Внешняя (в искусственном и полевом эксперименте)
· Конструктная (при проверке теоретических гипотез)
|
|
· Операциональная (в любом эксперименте)
· Популяционная (при оценке репрезентативности выборки как возможности переносить обобщения на популяции)
· Экологическая
Неправильный эксперимент → неправильные выводы
Хорошо спланированный эксперимент →ошибки в умозаключениях → неверные обобщения →артефактные выводы
Психологический эксперимент: экспериментальный контроль + контроль за выводом
Психологический эксперимент: обоснование психологических объяснений
Поведенческий эксперимент: неадекватность психологических объяснений из-за направленности не на психологические факты, процессы, объяснительные схемы
Переход от классического идеала рациональности к неклассическому => поворот в отношении проблемы построения объективного знания (из-за: рассмотрение изменений в понимании принципа причинности, пересмотр возможностей построения знаний о мире при включении сознания в единый континуум с бытием, + непрозрачный Наблюдатель => неопределенность
В психологии большая степень экспериментального контроля именно для эксперимента: экспериментальные и контрольные группы в социальной психологии, специальный контроль эффектов в педагогической психологии, сопоставление метода срезов и лонгитюдного метода в возрастной психологии, новые подходы в общей психологии к построению психофизического эксперимента
Установление экспериментальных фактов – сбор эмпирических данных в контролируемых условиях и возможность сравнения их по схемам варьирования уровней экспериментальных факторов
От демонстрационных опытов к экспериментальным схемам и экспериментальным фактам