Становление нормативов экспериментального исследования

Экспериментальный метод в широком и узком смысле

Экспериментирование:

· В широком смысле: это изменение каких-либо условий при изучении закономерностей в той или иной области эмпирической реальности

· В узком смысле: проверка научных гипотез каузального характера на основе применения нормативов экспериментального метода

Эксперимент как образец гипотетико-дедуктивного рассуждения

Доказательство от противного – проблема фальсификации гипотезы (проблема асимметрии вывода из эксперимента)

Важные аспекты:

· Признание онтологического статуса психологической реальности

· Сциентистская установка как принятие возможности ее научного познания

Планирование эксперимента обеспечивает условия для реализации достоверного (валидного) вывода об экспериментально установленной зависимости. Его цель – достижение валидности эксперимента

Виды валидности:

· Внутренняя (в любом эксперименте)

· Внешняя (в искусственном и полевом эксперименте)

· Конструктная (при проверке теоретических гипотез)

· Операциональная (в любом эксперименте)

· Популяционная (при оценке репрезентативности выборки как возможности переносить обобщения на популяции)

· Экологическая

Неправильный эксперимент → неправильные выводы

Хорошо спланированный эксперимент →ошибки в умозаключениях → неверные обобщения →артефактные выводы

Психологический эксперимент: экспериментальный контроль + контроль за выводом

Психологический эксперимент: обоснование психологических объяснений

Поведенческий эксперимент: неадекватность психологических объяснений из-за направленности не на психологические факты, процессы, объяснительные схемы

Переход от классического идеала рациональности к неклассическому => поворот в отношении проблемы построения объективного знания (из-за: рассмотрение изменений в понимании принципа причинности, пересмотр возможностей построения знаний о мире при включении сознания в единый континуум с бытием, + непрозрачный Наблюдатель => неопределенность

В психологии большая степень экспериментального контроля именно для эксперимента: экспериментальные и контрольные группы в социальной психологии, специальный контроль эффектов в педагогической психологии, сопоставление метода срезов и лонгитюдного метода в возрастной психологии, новые подходы в общей психологии к построению психофизического эксперимента

Установление экспериментальных фактов – сбор эмпирических данных в контролируемых условиях и возможность сравнения их по схемам варьирования уровней экспериментальных факторов

От демонстрационных опытов к экспериментальным схемам и экспериментальным фактам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: