| Номер | Тема и основные тезисы лекции | Используемая образовательная (инновационная) технология[3] | ||
| недели | лекции | темы по рабочей программе | ||
| Общая и социальная психология как наука, их предмет, задачи и методы исследования Значение социально-психологических знаний в профессиональной деятельности юриста. Определение психологии как науки. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней, ее пополнение теориями и методами других наук. Система феноменов, которые изучаются в современной психологии. Общее понятие о психике и сознании. Нейрофизиологические основы психики. Основные отрасли психологии. Методы исследования в психологии: наблюдение, опрос, эксперимент психологические тесты. Социальная психология - отрасль психологической науки. Предмет и методы социальной психологии. Основные разделы социальной психологии. Повышение роли социальной психологии в современных условиях. | ||||
| 3-4 | Внимание и память. Воображение, мышление и речь Организованность сознания - внимание. Физиологические основы внимания. Виды внимания: произвольное и непроизвольное Свойства внимания: объем, распределение, сосредоточенность, устойчивость, колебание и переключение внимания. Психические состояния непатологической дезорганизованности сознания: рассеянность, апатия. Ассоциативная, нейрофизиологическая и биохимическая теории памяти. Классификация видов памяти. Процессы памяти: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание. Мнемические действия как способ произвольного запоминания или организованного заучивания. Понятие воображения. Физиологическая основа воображения. Виды воображения: произвольное - непроизвольное, воссоздающее - творческое, визуальное - абстрактно-логическое, по модальному признаку. Мечта и фантазия. Приемы воображения: комбинирование, агглютинация, гиперболизация, типизация, акцентирование. Понятие о мышлении. Физиологические основы мышления. Виды мышления. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация. Логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Мыслительная деятельность как процесс решения нестандартной ситуации. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека: широта, глубина, критичность, гибкость и быстрота ума. Речь как средство мышления. Функции речи. Виды речи: внешняя и внутренняя | |||
| Личность и структура ее психических свойств Составные слагаемые человеческой реальности: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность. Соотношение данных понятий. Критерии сформировавшейся личности. Психологическая характеристика личности. Психологические концепции личности: А.В. Петровского, B.C. Мерлина, К.К. Платонова. Современные зарубежные психологические теории личности: психоанализ З.Фрейда, бихевиоризм Дж. Уотсона, когнитивная теория личности Ж.Пиаже, гуманистическая теория личности А. Маслоу. Структура психических свойств личности: социально обусловленная подструктура (социальная направленность и опыт личности), биологически обусловленная подструктура, подструктура форм отражения. | ||||
| Эмоционально-волевая сфера личности Понятие эмоций. Физиологические механизмы возникновения эмоций и чувств у человека. Теория эмоций Джеймса - Ланге, В.П. Симонова. Свойства и виды эмоций и чувств. Классификация эмоций и чувств Б.И. Додонова и К. Изарда. Формы переживаний эмоций: аффект, конкретные эмоции, настроения, страсть, стресс, чувство. Высшие чувства человека. Общее понятие о воле. Функции воли: побудительная и тормозная. Структура простого и сложного волевого действия. Волевые качества человека. Условия воспитания и самовоспитания воли. | ||||
| Совокупность свойств личности темперамент, способности, характер Психодинамические особенности личности. Типы темперамента. Характеристика темперамента сангвиника, флегматика, меланхолика и холерика. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Понятие о способностях. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Общие и специальные способности. Степень развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Характер как интегративное личностное образование. Типология характеров. Акцентуация характера. Типы акцентуаций характера по А.Е. Личко и Леонгарду. Характеристика основных типов акцентуации: возбудимый, тревожный, аффективный и неустойчивый тип. | ||||
| 10-11 | Социальная психология малых групп. Межличностные отношения в группах и коллективах Понятие - малых групп в социальной психологии. Формальная и неформальная структура малых групп. Социально-психологическая характеристика групп по уровню их развития: ассоциация, кооперация, корпорация, коллектив. Стадии развития коллектива. Понятие морально - психологического климата коллектива. Психология общественного мнения, настроения и традиций. Понятие о межличностных отношениях. Структура межличностных отношений: официальные и неофициальные, отношения руководства и подчинения, деловые и личные, рациональные и эмоциональные. Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрическая процедура. Лидер и стиль руководства. Взаимодействие личности и группы. Интимные межличностные отношения | |||
| 12-13 | Этика: понятие, предмет, место в системе юридического образования. Этико-психологическая характеристика юридической деятельности Этика: понятие, предмет, место в системе юридического образования. История развития юридической этики. Основные этические категории в юридической деятельности. Нравственные начала уголовного процесса. Соотношение морали и права. Правовая культура. Моральные проблемы юриспруденции. Этико-правовая проблема психологического воздействия на личность. Этические проблемы проверки и оценки доказательств. Медико-правовые проблемы и нравственность. Профессиограмма юридической деятельности. Профессиональная характеристика основных юридических специальностей. Моральные нормы предварительного расследования. Этические основы следственных действий. Этика судебного разбирательства. Этика судебных прений. | |||
| Этика профессионального общения юриста Культура речи юриста. Этика вербального общения в юридической практике. Психологический контакт как условие речевого общения. Речевые формы этико-психологического воздействия. Этика публичного выступления юриста. Методика подготовки публичного выступления. Культура юридического документа. |






