Зачет по юридической риторике

Билет.1. Невербальное общение - это «язык жестов», включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Невербальные средства общения подразделяются на груп­пы. Наиболее обширная группа — кинесические (от греч. kinetis — движение) — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно регулятивную функ­цию в общении. К ним относятся поза, жесты, мимика, взгляд, походка, направление движения. Мимика (от греч. mimikos — подражающий) — движение лицевых мышц. Психологи намечают шесть основных мимических кодов и множество оттенков пере­хода от одного к другому. К основным относятся гнев, презре­ние, радость, удивление, страдание, страх. Обращает на себя внимание тот факт, что только два из них выражают позитив­ное эмоциональное состояние — радость и удивление. Взгляд

Исключительно большое значение в общении имеет взгляд — комплекс, включающий состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск, роговицы, положение бровей, век, лба, длительность и направленность взгляда. Психологи показали, что взгляд общающегося человека тес­но связан с процессом формирования мысли (Р. Экслайн, Л. Винтере). Рождение мысли — процесс трудный и очень интимный, поэтому человек смотрит в сторону, когда мысль только формируется, а когда она готова, то и взгляд направ­лен на собеседника. Говорящий меньше смотрит на партнё­ра — только чтобы проверить его реакцию. Слушающий в этом смысле активнее: он посылает говорящему сигналы обратной связи. Если между партнёрами есть визуальный контакт, на­лицо расположенность к общению, если нет, стоит задумать­ся, есть ли смысл его продолжать. Чтобы построить хорошие отношения с собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения. В дело­вом общении не стоит пользоваться тёмными очками, так как у вашего партнёра обязательно возникнет ощущение, что вы разглядываете его в упор. Это вызовет неловкость и раздра­жение, и позитивная атмосфера общения будет нарушена.

Позы

Источником информации о состоянии и намерениях парт­нера по общению является и тело человека, его статическое или динамическое состояние. Поза (фр. pose — положение тела) — вид более или менее устойчивого пространственного положения человека. Насчитывают несколько тысяч таких по­ложений, приемлемость или неприемлемость которых зави­сит от национальности, пола, возраста, культурных и религи­озных особенностей людей. Главное смысловое содержание позы как средства общения — выражение открытости, готов­ности к общению или закрытости, неготовности к нему (В. Шюбц). Принимая «закрытые» позы, человек прикрыва­ет наиболее уязвимые места тела (грудная клетка, брюшина, гениталии) и старается занять как можно меньше места в про­странстве. Если ваш партнер скрестил руки, ноги, положил ногу на ногу, сидит к вам вполоборота, откинулся назад, ру­ками подпирает подбородок и т.п., общение будет малоэф­фективным. О настроенности на контакт свидетельствуют «от­крытые» позы — руки раскрыты ладонями вверх, ноги вытя­нуты, человек стоит лицом к вам, сидит, чуть наклонившись вперед, и т.п. Практически все коммуниканты «читают» позы партнёров, но происходит это совершенно бессознательно, и далеко не каждый понимает, как он это делает.

Жесты

Важным кинесическим средством общение является жес­тикуляция. Обычно, говоря о жестах, имеют в виду только движения руками. Действительно, они бывают очень вырази­тельны и первым делом бросаются в глаза. Однако к жести­куляции необходимо отнести любое телодвижение человека, которое используется в качестве способа подчеркнуть значе­ние произносимых слов. Жестикуляция издавна осознавалась как важнейший элемент ораторской практики, и когда Де­мосфена спрашивали о том, что такое хороший оратор, он отвечал: «Жесты, жесты, жесты!»

Жестикуляция как кинесическое средство общения обла­дает своими особенностями. Во-первых, ее количественные и качественные характеристики зависят от национальности. На протяжении часового разговора мексиканец использует жес­ты 180 раз, француз — 120, итальянец — 80, а финн — всего один раз. Русские традиционно считаются народом с весьма сдержанной жестикуляцией, и человек, размахивающий во время разговора руками, показывающий на что-либо паль­цем, считается невоспитанным. Содержание жеста у разных народов различно. Приветствие и прощание, согласие и отказ, удовольствие или неудовольствие по-разному выразят люди разных национальностей. Русские в знак согласия по­качивают головой «вверх-вниз», а, отказывая, поводят голо­вой «вправо-влево». В Болгарии эти жесты противоположны: «вправо-влево» означает «да», «вниз-вверх» означает «нет». В связи с тем, что до 80% информации о мире человек получает через зрение, основная функция жеста — зрительно способствовать лучше­му восприятию речи. Дополнительные — уточнение и ожив­ление мысли, усиление ее эмоционального звучания в сочета­нии со словами. В зависимости от выполняемой функции жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, сим­волические, указательные, изобразительные.

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи — подчер­кивают логическое ударение, замедление и ускорение темпа, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация. Это могут быть движения ребром ладони «вверх-вниз», характе­ризующие частые и дробные явления, плавные движения ладони, напоминающие морскую гладь, если речь идет о спо­койном, медленном процессе, отбивание музыкального такта носком обуви, покачивания корпусом и головой и т.п.

Эмоциональные жесты передают разнообразные оттенки чувств. Многие из них закреплены в устойчивых сочетаниях (фразеологизмах): «бить себя в грудь» (отчаяние, оправдание), «стукнуть кулаком по столу» (гнев), «хлопнуть себя по лбу» (неожиданное вспоминание, догадка), «повернуться спиной» (отказ от общения, безразличие), «указать на дверь» (гнев, нежелание общаться, разрыв отношений), «пожать плечами» (недоумение), «отвести взгляд» (замешательство, внутреннее признание своей вины), «рвать на себе волосы» (запоздалое раскаяние, отчаяние), «развести руками» (признать себя не­состоятельным, бессильным решить какую-либо проблему).

Указательные жесты служат для выделения предмета из ряда однородных, указания места их расположения, порядка следования. Очень часто без использования указательного жеста речь становится совершенно непонятной. Изобразительные жесты употребляются людьми тогда, ког­да нет времени или возможности быстро сформулировать мысль и можно изобразить предмет или действие, показать их: «Что такое винтовая лестница?», «Какой бывает рябь на воде?», «Покажите, что вы отчаянно замерзли». Большинство людей подкрепляют словесное толкование, делая вращательные дви­жения рукой по вертикали вверх или волнообразное по гори­зонтали, хлопая себя ладонями по бокам, дуя на них и при этом подпрыгивая на месте. Изобразительные жесты усили­вают воздействие на слушателя, вызывая у него более чёткое представление о предмете речи.

Широко распространены символические жесты, обслужи­вающие типовые ситуации общения. Например, приветство­вать человека можно кивком головы, поднятыми вверх руками, соединенными в ладонях, поклоном, взмахом руки, при­поднятым головным убором.

Кинесические средства

Кинесическим средством общения является и стиль пере­движения человека, его походка. Исследования психологов показывают, что то или иное эмоциональное состояние влия­ет на походку человека, и, следовательно, можно, даже не приближаясь к партнёру, оценить потенциальную эффектив­ность общения. Гнев придает стилю передвижения особую тяжесть, он как бы придавливает человека к земле, его походка становится «тяжёлой». Радость выражается в «легкой», даже «летящей» походке. Вялая и угнетённая походка — сви­детельство переживаемых страданий. Самая большая ширина шага наблюдается у людей, совершивших нечто весьма не­ординарное и гордящихся собой. Если ваш потенциальный партнёр находится в этом состоянии духа, то, вполне вероят­но, вы сможете добиться таких результатов, которые вряд ли были бы вами получены в другое время.

Просодичес­кие и экстралингвистические средства

К невербальным средствам общения относятся просодичес­кие и экстралингвистические средства. Просодика (от греч. proscidia — ударение, припев) — ритмико-интонационный осо­бенности речи: высота и громкость голосового тона, тембр го­лоса, сила ударения. Индивидуальные особенности просодики человек получает от природы, но многое можно скорректиро­вать систематической работой. В театральных вузах формиро­ванию просодических средств уделяется очень большое внима­ние. Так, дисциплина «сценическая речь» изучается в течение трех семестров и имеет преимущественно практическую на­правленность. Тесно связаны с просодическими средствами сред­ства экстралингвистические (лат. extra — вне, сверх, лат. lingua — язык) — включенные в речь психофизиологические прояв­ления. Это паузы, вздохи, кашель, смех, плач и проч. Просо­дические и экстралингвистические средства регулируют поток речи, с их помощью экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые выска­зывания, выражают эмоциональные состояния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: