Какими их видят москвичи

Изучая отношение принимающего социума к приезжим, необходимо отметить, что оно многослойно и состоит из многих взаимосвязанных, но зачастую противоречивых категорий. Прежде всего у москвичей нет даже однозначного мнения относительно процесса миграции как социального феномена. Например, в рамках одной и той же группы (женщины 26 - 60 лет) на сей счет имеются две позиции: одна часть респонденток считает, что миграционные потоки стабилизировались и даже начинают уменьшаться. Другая - те, кто полагают, что миграция - это беда, что потоки мигрантов в столицу постоянно растут, что приезжают все поголовно и город от них задыхается.

Интересно также отметить: во-первых, на внешнем уровне само слово "мигрант" у москвичей ассоциируется преимущественно с выходцами из ближнего зарубежья, в основном из Средней Азии: мигрант - это таджик с сумкой (мужчины 17 - 25 лет); мигранты - это узбеки, таджики, азербайджанцы (женщины 26 - 40 лет). В целом

1 Работа осуществлялась в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ-ВШЭ в 2014 г. на основе качественной парадигмы с использованием метода фокус-группы, проводившихся с зеркальным опросом (принимающее сообщество и мигранты). Это позволяло сравнить и сопоставить мнения обеих сторон на одни и тс же проблемы. Гайд для фокус-группы состоял из четырех блоков вопросов (отношение к миграции, образы мигрантов и принимающего населения, взаимоотношения между ними, пути налаживания взаимодействия принимающего населения и мигрантов). Было проведено семь фокус-групп по шесть-восемь человек и взято два диадических интервью. Группы выделялись по критерию этнической принадлежности, пола, возраста. При анализе транскрипированных материалов использовалось осевое кодирование. Анализ осуществлялся с применением обоснованной теории [Strauss, Corbin 1990]. Кроме этого, для анализа образа мигранта использовался контент-анализ.

стр. 73

эти люди вызывают очень широкий спектр эмоций: от негатива и раздражения до жалости, к которой в большей степени оказались склонны представители сильного пола: дышать мешают (женщины 26 - 60 лет); заняли наши рабочие места (женщины 17 - 25 лет); живут как в клоповнике (мужчины 17 - 25 лет); их кидают работодатели (мужчины 26 - 40 лет).

Во-вторых, данный образ в сознании определенной группы респондентов вызывает ряд ассоциаций с лимитчиками советских времен: они занимались неквалифицированным трудом, и эти пусть занимаются только неквалифицированным трудом, те были менее образованными и эти менее образованы, те не имели с нами одинаковых возможностей и эти не должны иметь, те очень четко контролировались и этих нужно контролировать постоянно (женщины 26 - 60 лет).

Хотя наблюдения показали, что антропологически четко отделить выходцев из Средней Азии и республик Северного Кавказа респонденты-москвичи не могут, но они фиксируют различия во внешнем облике представителей обеих категорий приезжих. По мнению участников фокус-групп, мужчин с Северного Кавказа можно отличить по кожаной черной куртке, обтягивающим джинсам, цветным мокасинам, а девушек по тому, как они вызывающе носят платки или хиджабы. Словом, их внешний вид раздражает. Облик же мигранта из Средней Азии воспринимается иначе, с жалостью: они плохо одеты; им бы помыться.

Поэтому в сознании принимающего общества это разные мигранты. Они отличаются друг от друга не только внешне, но внутренне: причинами миграции, отношением к труду и пр. Восприятие мигрантов, представляющих этносы Северного Кавказа (то есть сограждан), у всех категорий респондентов вне зависимости от пола и возраста строится преимущественно на негативе. Доминантой его выступает стереотипное представление о "недостаточной цивилизованности" выходцев из северокавказских субъектов Российской Федерации (они ж дикие какие-то; они варвары). На этом фоне представитель любого народа Средней Азии воспринимался более позитивно: да он же бедный, ему плохо, он скитается (женщины 26 - 60 лет).

Вдобавок, по мнению москвичей, эти люди приезжают в Москву работать: вот таджики и узбеки - это образ человека, который ищет работу, хороший (мужчины 26 60 лет). Представители же народов Северного Кавказа приезжают либо в лучшем случае учиться, либо заниматься криминалом: они считают себя воинами, а работать за них должны другие - где вы видели чеченца рабочим или дворником (женщины и мужчины 26 - 60 лет).

Что касается персонифицирующих оценок, то москвичи наделяют мигрантов из Северокавказского региона в основном отрицательными качествами. По мнению респондентов, доминирующие поведенческие черты этой группы приезжих - грубость и высокомерие. Отсюда проистекают такие характеристики: льстивые, не говорят правду; агрессивные, все решают с помощью ножа; навязывают свои традиции, говорят на своем языке; связаны с криминалом; постоянно своих людей "толкают" /проталкивают/; чувствуют свою безнаказанность; уважают только своих, а к другим людям по большей части по-другому относятся; выставляют богатство напоказ, относятся к людям, исходя из их материального положения и статуса.

У москвичей проявлялась тенденция, сравнивая с собой представителей народов Северного Кавказа, принижать их: они как сельские жители, колхозники; они более неотесанные; у них все по понятиям, а у нас по закону. Справедливости ради отмечу: давались и более нейтральные (имеют большие связи, более религиозны, у них воспитание другое, потому что вера мусульманская), и положительные оценки (стойкие духом и телом, характер у них такой крепкий; занимаются спортом, особенно борьбой; знают себе цену; родственники стоят горой друг за друга, дети помогают родителям и родители детям; уважают старших; все друг за друга, сплоченный народ). Иногда респонденты даже признавали некое моральное превосходство "кавказцев": вот заступился за меня. На меня напали русские подонки... он не постеснялся, засту-

стр. 74

пился (женщины 26 - 60 лет); у них очень развито уважение к старшим - уступают место нашим пожилым больше, чем наши русские ребята и в том числе нашего возраста. У них почитание старших очень выражено, это - плюс (мужчины 26 - 60 лет). Но несмотря на наличие таких подходов, ряд москвичей вообще не хотят общаться с представителями народов Северного Кавказа: если к киргизу еще я могу подойти, поздороваться, то к кавказцу - боже избавь, это же звери (женщины 26 - 60 лет).

Есть и немало людей, которые, помимо чувства раздражения, испытывают по отношению к мигрантам из республик Северного Кавказа боязнь: да вы что, к ним подойти страшно (женщины 26 - 60 лет). Более отрицательное отношение высказывали женщины от 40 и старше: где кавказцы рядом - от них все просто бегут, их просто боятся. Для сравнения, внешние мигранты обычно не вызывает страха: таджики, узбеки?, а они не такие страшные на самом деле (мужчины 26 - 60 лет); я тоже в банке работала, у нас были нормальные люди из Грузии, даже из Таджикистана, кстати (женщины 26 - 60 лет).

Необходимо особо отметить, что москвичи воспринимают мигрантов с Северного Кавказа не как сограждан, но как представителей какого-то другого государства: у себя, в своих странах, пожалуйста, пусть стреляет! К нам приехал - нет! им нужно ввести ограничения /на въезд/ - ну вот пусть сдают какие-нибудь тесты (женщины 26 - 60 лет). Мы в своей стране и православие для нас - основная религия. Ислам - второстепенная (мужчины 17 - 26 лет). Еще большее раздражение вызывает тот факт, что, по мнению респондентов, представители северокавказских народов рассматривают Москву как в общем-то не свою территорию, у них есть желание здесь стать хозяином, что-то завоевать (мужчины 17 - 26 лет).

Еще один интересный момент. В ходе обсуждения отношения к этническим мигрантам выявились различия в оценках, связанные с их тендером. Так, северокавказские женщины вызывают у москвичек меньше отрицательных чувств: они более скромные, их не видно, их бьют их мужья, они бесправные (женщины 26 - 60 лет), но все же они тоже слишком демонстрируют свою религиозность (женщины 17 - 26 лет). Мужчины более категоричны в своих подходах: хитрые, пользуются шантажом, давят на жалость (группа 26 - 60 лет); заносчивы, русских парней не считают за мужчин (17 - 26 лет).

Такого типа отношение к приезжим с Северного Кавказа в основном высказывала часть москвичей, которая в целом к миграции относится очень отрицательно. Другая часть респондентов склонна рассматривать свое отношение к ним через призму общечеловеческих ценностей, прав и свобод граждан. Эти представители принимающего сообщества считают, что если местным не нравятся какие-то особенности мигрантов, которые, вместе с тем, никак не нарушают правопорядок, то тут нет ничего плохого: танцуют лезгинку днем, никому не мешая, то это проблема самих местных, это их комплексы (мужчины 17 - 26 лет).

Представители данной группы опрошенных говорили, что среди москвичей не меньше плохих людей, чем среди мигрантов, а их личный опыт показывает, что стереотипные представления о них неверны: у меня дагестанец знакомый - очень уравновешенный, а не как говорят, "только шашкой махать " (мужчины 17 - 26 лет). Совершенно не играет роли, какой национальности человек и откуда он приехал, если человек интеллигентный, образованный, ну, пожалуйста, приезжайте (женщины 26 - 60 лет).

Сравнительные характеристики образов внутренних мигрантов с Северного Кавказа и внешних мигрантов из государств Средней Азии суммированы в таблице. Из таблицы явствует следующее. Притом, что и в оценке этнических мигрантов-иностранцев (в нашем случае из Средней Азии), и выходцев из российских регионов (Северный Кавказ) отрицательные эмоции преобладают над положительными, отношение респондентов к последним более негативное: москвичи по сути дела не видят и не хотят видеть в них своих соотечественников.

стр. 75


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: