Характеристики иноэтнических мигрантов, выделенные на основе контент-анализа

Группы характеристик Абсолютное количество характеристик Доля характеристик (%) Критерий Фишера Значимость различий
Образ мигранта с Северного Кавказа Образ мигранта из государств Средней Азии Образ мигранта с Северного Кавказа Образ мигранта из государств Средней Азии
Отрицательные характеристики с оттенком агрессии     63,2   2,172 p < 0,05
Отрицательные характеристики с оттенком жидкости         2,427 p < 0,05
Положительные характеристики     19,3   0,361 Не значимы
Нейтральные характеристики     10,5   0,470 Не значимы

стр. 76

те, о стоимости "должности ", и тем более о том, что работника могут "кинуть " (мужчины 26 - 60 лет).

Во-вторых, информация о жизни мигрантов в Москве обычно носит негативный характер (хотя говорили и о том, что есть позитивные примеры, скажем - спорт). "Кавказцев", по мнению москвичей, упоминают чаще всего в криминальных новостях или скандальных историях. Также респонденты считают, что СМИ некоторую информацию гипертрофируют либо делают неверные акценты, например всегда говорят, что преступление совершил не россиянин, а дагестанец, кабардинец, житель Ингушетии и т.д. (женщины 26 - 60 лет). Часто СМИ некорректно смешивают проблемы миграции с проблемами криминального поведения российских граждан. Тем не менее среди той части москвичей, которая негативно настроена относительно миграционных процессов как таковых, бытует мнение, что некоторые факты, напротив, замалчиваются, проявляется чрезмерная толерантность к "этим " (женщины 17 - 26 лет).

Отдельный сюжет - неготовность представителей северокавказских народов "подстраиваться под местных". Москвичей очень устроило бы, если бы внутренние мигранты, впрочем, как и внешние, были похожи на них, не выпячивались, соблюдали свои традиции у себя дома; были тише воды, ниже травы. Мигранты же из указанного региона имеют собственное представление о том, как они должны себя вести (надо оставаться самими собой; нужно уметь показать себя), и эти представления, отличающиеся от мнения москвичей, вызывают у последних неприязнь и раздражение.

Поскольку поведение индивида во многом определяется культурными кодами, то для принимающего социума актуализируется проблема этнокультурной специфики приезжих. Москвичи в процессе обсуждения четко выделяли отличительные особенности культуры народов Северного Кавказа. При этом женщины 26 - 60 лет отмечали, что их образ жизни неправильный, а культура варварская, неприемлемая для местных (стрелять из автомата в центре города, воровать невест... это же варварство какое-то). Также неприемлемо и то, что "кавказцы" навязывают свои традиции местным, и эти традиции нарушают личное пространство и привычный ход жизни москвичей: молятся прямо на тротуаре, не пройти! (мужчины 17 - 26 лет); режут барана прямо во дворе дома, ужас (женщины 26 - 60 лет); ходят кучами, даже в метро (мужчины 17 - 26 лет). Далее делается вывод: мы живем по законам, а они по понятиям (женщины 17 - 26 лет).

Подобные умонастроения уже сами но себе выступают в качестве причин, создающих межэтнические трения. Вдобавок им сопутствует второй, неосознанный пласт представлений (выделяется на основе анализа материалов работы фокус-групп), чья роль в формировании отрицательных стереотипов весьма значительна. Это прежде всего этнокультурная неграмотность москвичей и нежелание что-либо узнавать о народах Кавказа. Респонденты в ходе обсуждения часто демонстрировали незнание этнокультурных особенностей мигрантов, в том числе и представителей народов Северного Кавказа, при этом они сами отмечали свое незнание и говорили, что не имеют большого желания узнавать об этом. Вот типические оценки: кавказцы - это кто? чеченцы?! Или кто? (женщины 17 - 26 лет); у них, вот, ты идешь с ребенком, с грудным, если старикан какой-нибудь или старушка перед тобой, ты должна "бросить " ребенка (женщины 26 - 60 лет); не знаем о них ничего, да и зачем, они приехали, пусть они и подстраиваются (мужчины 26 - 60 лет).

Такая жизненная позиция - во многом следствие гипертрофированной региональной идентичности. Жители столицы считают, что они, в отличие от мигрантов, - особые люди, очень образованные, культурные, поскольку они здесь родились и выросли. По их мнению, статус местного должен быть еще закреплен так, чтобы москвичи имели привилегированное положение при принятии на работу, поступлении в вузы, защите прав и пр.: Москва - это наш город (мужчины 17 - 26 лет); страна-то одна, но город-то наш (женщины 26 - 60 лет). Иначе говоря, у москвичей проявляется тенденция возвышения себя через принижение других. Они даже с некоторой бравадой говорили: что нам теперь - паспорт менять, чтобы не было видно, где я

стр. 77

родился? Обойдутся! (женщины 26 - 60 лет). При этом респондентов не смущает даже то обстоятельство, что, по их же словам, жители столицы, мягко говоря, не пользуются популярностью за ее пределами: я знаю, вот приезжаю в ближайшее Подмосковье, а за моей спиной говорят, вот, эти москвички (женщины 26 - 60 лет).

Современные демографические и этнические процессы, усложняющие социальное пространство, требуют от индивидуума динамизма, но москвичи к этому не готовы, и более того, они стараются сопротивляться новой реальности. Так, в ходе фокус-групп участники в той или иной форме говорили о важности схожести, единообразия между принимающим сообществом и мигрантами: хороший мигрант - который похож: на местного (женщины 17 - 26 лет); разнообразие - это конкурентная борьба (мужчины 26 - 60 лет). В этой связи закономерным выглядит позитивное отношение к культурологически близким мигрантам. Так, говоря о приезжих из регионов Дальнего Востока или Крайнего Севера, респонденты подчеркивали: они себя ведут нормально, мы их не замечаем (мужчины 17 - 26 лет). Все это свидетельствует, что москвичи, тяготея к сохранению привычного для них уклада жизни и стабильности, хотели бы соответственно приуменьшить разнообразие этнокультурной и социальной среды в их городе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: