Фирма как единица устойчивых социальных отношений

Существенное теоретическое продвижение - трактовка фирмы "в человеческом измерении". В такой трактовке она рассматривается как организация, объединяющая различных индивидуумов во всем разнообразии их ролей, взаимоотношений и интересов. Неоклассическая теоретическая традиция исходила из того, что индивидуумы, занятые в фирме, выступают в качестве либо собственников, либо наемных работников, к числу которых относятся и управляющие. "Человеческое измерение" предполагает более широкий подход к фирме как к автономной экономической единице, устойчивость которой обусловлена способностью эффективного удовлетворения потребностей и целей

4 Это лишь часть положений более широкой концепции ограниченной рациональности, включающей большой спектр ограничений человеческого поведения в реальных условиях по сравнению с неоклассическим рациональным. В свою очередь, теория ограниченной рациональности составляет важный сегмент теории поведенческой экономики [Капелюшников, 2013].

стр. 148

индивидуумов, а также раскрытию их возможностей. Поэтому основной акцент делается уже не на контрактные механизмы внешней рыночной среды, в которой находится фирма, а на "человеческие" факторы эффективности, действующие в рамках самой фирмы и создающие основу ее автономности изнутри [Лукша, Белоусенко, 2006]. Укорененная в мейнстриме теоретическая традиция методологического индивидуализма перестает быть прямолинейной, обогащается вариантами и нюансами "человеческого измерения", различия в которых приводят к большему разнообразию организационных толкований. Вот пример теоретической коррекции. Известно, что сторонники менеджеризма исходят из доминирующей роли управляющих в системе интересов в рамках фирмы и не исключают возможности полного расхождения интересов менеджеров и акционеров. А ортодоксальная неоклассика, напротив, традиционно исходила из изначального приоритета собственников в системе прав и интересов всей совокупности индивидуумов. Для теоретического объяснения природы фирмы данная антитеза, разумеется, не может быть достаточной.

Устойчивая экономическая автономность фирмы не может базироваться на простом доминировании интересов какой-то одной группы индивидуумов. Концептуально речь должна идти о постоянном внутреннем взаимодействии (торге) коалиций индивидуумов по интересам, в результате которого вырабатывается компромиссная позиция как внутри фирмы, так и в отношениях с внешней средой. Современная фирма, в особенности крупная, - коалиция не только собственников и наемных работников, но и более широкого круга формальных и неформальных заинтересованных лиц, например кредиторов, партнеров по производственной и хозяйственной кооперации, всех тех, кто способствуют росту доходов и рыночной стоимости фирмы (стейкхолдеры).

Суть в том, что интегрирующим началом для внутреннего единства оказываются взаимодействия профессиональных и интеллектуальных потенциалов работников, присущие именно данной фирме. Это один аспект "человеческого измерения" подхода к фирме как к совокупности устойчивых социальных отношений. И с ним очень созвучна поведенческая экономическая теория, трактующая фирму как устойчивый комплекс человеческих групп с различными интересами, которые находятся в процессе постоянного взаимодействия, требующего согласования этих интересов и эффективного разрешения неизбежно возникающих конфликтов [Капелюшников, 2013].

Другой аспект "человеческого измерения" - трактовка фирмы как единицы функционирования человеческого капитала. Если человеческий капитал, как и всякий капитал, рассматривать как самовозрастающую стоимость, то для фирмы из всей совокупности его свойств следует особо выделить организационную способность, то есть способность сформировать фирму и как производственное, и как социальное единство. Не случайно поэтому человеческий капитал фирмы анализируется обычно в увязке с организационным капиталом [Мильнер, 2012].

В современной экономике человеческий капитал становится все более значимым фактором формирования организационных структур. Это понятно, когда речь идет о собственно креативных компаниях (сетевые, обучающиеся, интеллектуальные, виртуальные компании). Однако роль человеческого капитала стремительно возрастает и в реальных компаниях, опирающихся на его свойство самовозрастания, инвестиционную способность и включенность в отношения рыночного обмена [Мильнер, Орлова, 2013]. Уровень знаний, практические навыки, опыт и творческий потенциал обусловливают ценность для компании ее человеческого капитала. Устойчивые социальные отношения в рамках фирмы тесно связаны с рядом специфических свойств человеческого капитала. Так, человеческий капитал неотчуждаем от своего носителя и поэтому теряется для фирмы вместе с потерей этого носителя, будь то отдельный человек или же некая профессиональная общность. Далее, человеческий капитал накапливается и окупается в течение длительного периода времени, отдачу от него фирма получает по мере наращивания качественного уровня навыков, знаний и опыта. Со своей стороны, фирма вынуждена постоянно использовать человеческий капитал, ибо он не храним. Время, когда капитал не был эффективно задействован в интересах фирмы, упущено навсегда. Иначе говоря, для фирмы принципиально важен используемый человеческий

стр. 149

капитал как поток доходов, обусловленный произведенными инвестициями (самим индивидуумом и фирмой) [Нуреев, 2009]. При этом фирма, как и экономика в целом, нуждается в создании и использовании комплексного человеческого капитала всех типов - от капитала, достаточного для выполнения базовых рутинных производственных операций, до капитала высокой квалификации и творческого уровня [Плискевич, 2012]. И лишь в этом случае сформируется органическая связь между социальными отношениями в рамках фирмы и ее производственно-организационной структурой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: