Фирма как производственная функция

Неоклассическое понимание фирмы тесно связано с ее трактовкой как производственной функции и в значительной степени компенсирует теоретический пробел содержания "черного ящика". "Производственный" подход имеет свои определенные смысловые особенности. В этой трактовке фирма представляется прежде всего как форма организации не столько рыночного обмена, сколько комплекса техники и технологий, необходимых для производства определенных видов продукции или услуг, поставляемых на рынок. Этот подход традиционно обозначался как технологический детерминизм. Такое объяснение фирмы актуально для организации разработки, производства и эффективного вывода на рынок технологически сложной продукции3.

Технико-технологические преимущества фирмы, трактуемой как производственная функция, обеспечиваются возможностью эффективного выбора конкретных вариантов комбинации ограниченных ресурсов. Речь идет, конечно, об экономии и на масштабах производства, и на его разнообразии. Вместе с тем большинство направлений экономической теории не рассматривает технологический детерминизм в качестве самостоятельного, а тем более жесткого принципа устойчивой организации.

"Производственная" трактовка фирмы как в неоклассике, так и в институциональной теории, развивает идею о множестве производственных возможностей. Такое множество опирается не просто на комплекс изначально физически ограниченных материальных ресурсов, а на знания фирмы о том, как можно эффективно преобразовать имеющиеся у нее ресурсы, товары и услуги. Производственные возможности могут использовать существующие на рынке в свободном доступе технические знания (реальный технический прогресс) - для фирмы своего рода экзогенный фактор. Но не менее важны и те знания, способности и возможности, которые позволяют фирме эффективно использовать имеющийся у нее потенциал, то есть знания как эндогенный фактор устойчивого существования (ключевые компетенции). Признание производственной функции в качестве одного из элементов теоретического объяснения фирмы как автономной экономической единицы может дополнять другие, более сложно выстроенные теоретические концепции.

Трактовка фирмы как автономной экономической единицы рыночного обмена, как известно, - основа неоклассического понимания микроэкономики. Фирма осуществляет трансформацию ресурсов в готовые блага, а рынок обеспечивает акты обмена. При этом реализуемая фирмой производственная функция предопределяет способ максимизации прибыли как целевой функции. В целом получается вполне стройная теоретическая конструкция. Однако использование ее в анализе реальных процессов микроэкономики обнаруживало недостаточность абсолютного доминирования тако-

3 Представление фирмы как производственной функции опирается на описываемую ею (функцией) зависимость между результатами производства и затраченными факторами. Имеется в виду, что производственная функция показывает соотношение между количеством затрачиваемых фирмой ресурсов в единицу времени (сырье, труд, капитал, земля, предпринимательские способности и т.п.) и количеством получаемой продукции за тот же период.

стр. 147

го подхода к трактовке фирмы, очевидную неполноту поля исследования. Проблема заключалась и в узости неоклассической трактовки целевой ориентации фирмы, особенно в процессе принятия стратегических управленческих решений, и в недостаточности стандартных аргументов при определении оптимальных размеров фирмы. Поэтому закономерно шел поиск иных теоретических моделей фирмы, восполняющих несовершенство неоклассических ее толкований.

Постепенное теоретическое переосмысление коснулось, в частности, одного из главных тезисов - максимизации прибыли как главной цели фирмы. Представление о фирме как безусловно рационально действующем субъекте микроэкономики, нацеленном на максимальную прибыль, трансформировалось в концепцию получения удовлетворительной прибыли. По существу, это теоретическая коррекция в пользу концепции ограниченной рациональности4. Вопрос целеполагания для фирмы ставится, соответственно, под иным углом зрения. На смену приоритету максимизации прибыли выдвигается тезис ее приемлемой ("удовлетворительной") величины, выявляемой под давлением постоянно встающих перед фирмой сложных внешних и внутренних проблем и ограничений. Корректировке подверглась и сама идея максимальной прибыли как главного критерия рыночного успеха фирмы [Саймон, 1995; Baumol, 1962]. Альтернативой максимизации прибыли становится максимизация выручки от реализации продукции как показателя успешной деятельности на рынке и сохранения конкурентных позиций. Свидетельством утраты конкурентных преимуществ для менеджмента становится снижение объема продаж [Baumol, 1958]. В кризисных ситуациях цель "удовлетворительных" размеров прибыли вообще трансформируется в цель выживания.

Это направление теоретической мысли в целом оставалось в рамках неоклассической парадигмы, но корректировка меняла ракурс исследования. Анализ переводился в управленческий аспект. При этом фирма рассматривалась не как некая целостность ("черный ящик"), а как сложная структура, формируемая различными, в ряде случаев противоречивыми интересами [Cyert, March, 1963]. Менеджериальные и поведенческие теории исходят из того, что для управляющих, делающих конкретный выбор на конкретных рынках от лица фирмы, более значимы цели роста, развития и диверсификации бизнеса. При этом темпы роста объемов продаж и для собственников предстают более очевидными, чем собственно рост прибыли, который к тому же далеко не всегда можно точно уловить [Marris, 1963; 1966]. В долгосрочном периоде показатель роста продаж принято считать одним из лучших измерителей делового успеха. При этом диверсификация, связанная с расширением номенклатуры, помогает легче ориентироваться в условиях меняющегося спроса. Однако, как свидетельствует анализ в рамках менеджериальных теорий, управляющие могут легко "соскользнуть" с целей роста фирмы на цели выгоды для себя - зарплата, престиж, доля на рынке, позиционирование в управленческой вертикали [Baumol, 1959].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: