Фирма как субъект рыночного обмена

Неоклассическая теория традиционно трактует фирму как организационную форму преобразования ограниченных ресурсов в полезные блага. При этом сама фирма как автономно действующий субъект рынка конкретно является организацией с ресурсами на входе и выпуском на выходе. Цель фирмы в связи с этим - максимизация указанного выпуска, обычно в виде прибыли или рыночной стоимости. Предполагается, что рынок, на котором приобретаются ресурсы и на который поставляются произведенные блага, обладает определенными характеристиками - полнотой, совершенством и бесплатностью информации, рациональностью поведения субъектов и равновесной стабильностью цен. Таким образом, неоклассическая теоретическая парадигма трактует фирму в категориях оптимального экономического поведения. Считается, что фирма, опираясь на имеющиеся у нее возможности, способна сделать оптимальный выбор в рыночной конъюнктуре, теоретически адекватно реагируя на неизбежно возникающие изменения и ограничения. Для неоклассического объяснения фирмы принципиально важно, что процессы, протекающие в рамках самой фирмы (например, формирование и перестройка организационной структуры, внутрифирменное управление), в упомянутых характеристиках рынка формально хотя и признаются, но решающего значения не имеют. При трактовке фирмы в качестве экономически самостоятельного субъекта рыночного обмена принципиально то, что происходит на границе фирмы с внешней рыночной средой2.

2 Согласно неоклассической теоретической парадигме, все, что происходит внутри фирмы, в принципе идентично тому, что вообще происходит в процессе обмена. Фирма в такой трактовке рассматривается обычно как некий "черный ящик", обеспечивающий искомый максимальный выход при минимальных затратах ресурсов.

стр. 146

Важным теоретическим вкладом неоклассической теории в объяснение фирмы, связанным именно с акцентом на рыночный обмен, следует считать введение таких ее характеристик, как право юридического лица и феномен ограниченной ответственности. Взгляд на фирму как на субъект рыночного обмена предполагает, наряду с прочим, выделение в качестве специфической черты категории предпринимательских способностей как ресурса производства [Marshall, 1920]. Возможен также подход, когда фирма рассматривается как частный случай рационального оптимизационного поведения индивида [Hicks, 1946]. Такое понимание и объяснение фирмы как автономной экономической единицы рынка насчитывает длительную историю, принадлежит практически всем направлениям экономического мейнстрима и приводится в большинстве учебников по экономике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: