Фирма как совокупность ресурсов

Стремление дополнить анализ фирмы как агента отношений рыночного обмена анализом процессов внутри фирмы привело к появлению в конце XX в. известного ресурсного подхода. Ресурсная концепция объяснения фирмы как автономной организации базируется на весьма широком методологическом основании. Объяснение исходит из того, что фирма есть неделимый уникальный комплекс материальных и человеческих ресурсов, способный существовать только в качестве единого целого ("пучок ресурсов") и только как таковое обеспечивать фирме прибыль и конкурентные преимущества [Penrose, 1980; Richardson, 1972]. При этом объяснение самого существования фирмы ее способность генерирования и развития специфических ресурсов, не воспроизводимых для других участников рынка. Принципиально важно, что между материальными и человеческими ресурсами существует определенная грань -материальные активы можно купить или скопировать, тогда как человеческие ресурсы (человеческий капитал) генерируют доход за счет невоспроизводимых специализированных ресурсов знаний и компетенций.

Таким образом, фирма способна успешно выживать и развиваться в рыночной среде, в системе рыночного обмена лишь в той мере, в которой она способна генерировать, приобретать, поддерживать и развивать свои ресурсы [Pfeffer, Salancik, 1978]. Долгосрочное конкурентное преимущество фирме обеспечивают такие характеристики ее ресурсов, как ценность (высокая стоимость), редкость, невозможность точной имитации (копирования), отсутствие стратегически эквивалентных субститутов [Barney, 1991]5. В составе ресурсов знаний наиболее важны так называемые некодифицируемые ("неявные", по терминологии М. Поланьи) ресурсы знаний, то есть не только теоретические, но и накопленные конкретные практические знания и навыки организации, обеспечивающие высокий уровень специфичности ее ресурсов [Polanyi, 1966]. Очень важно, что специфичность некодифицируемого знания как ресурса организации может быть обеспечена только на уровне ее целостного коллектива, и носитель его - не отдельный индивидуум. Такое знание - ядро самого существования и жизнеспособности фирмы, обозначаемое как "ключевые компетенции", неотделимые от нее. В этом смысле фирма может (и должна) рассматриваться как форма интеграции ресурсов знаний множества участвующих индивидуумов, позволяющая быстро адаптироваться к изменяющейся рыночной среде [Grant, 1996]. Реакция фирмы на эти изменения предполагает не только учет динамики рыночных обменов, но и непременную реконфигурацию ключевых компетенций. Таким образом, ресурсная теория представляет фирму как совокупность агентов и ресурсов, объединенных в устойчивую целостность для совместной производственной и коммерческой деятельности [Лукша, Белоусенко, 2006].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: