Структуры и конфликты в мир-системе

Сегодня мир-система имеет три основные структуры. Есть традиционная политическая структура (глобальная пирамида) из государств, где наверху находятся экономические и технологические лидеры, а внизу аутсайдеры. Есть этническая структура, которая не обязательно совпадает с государственной. В этом случае можно говорить

1 Пример такого поведения дали российские туристические фирмы, которые не предусмотрели спад спроса на их услуги и девальвацию рубля в 2014 г., что привело к их разорению.

стр. 161

о разделенных нациях, входящих в разные государства, и о нескольких нациях, входящих в одно государство. И есть условная система, состоящая из двух частей, с нечетким определением: Центр (Север, развитые страны, "золотой миллиард", экономические и технологические лидеры, христианская цивилизация) и Периферия (Юг, развивающиеся страны, экономические и технологические аутсайдеры, исламская цивилизация). Эти две части имеют свои внутренние структуры с необязательно совпадающими признаками у отдельных стран, выделение их проведено, скорее, не но признакам стран, а по интересам элит.

Страны, входящие в Центр, имеют преимущественно высокие значения ВВП на душу населения, но низкие или даже отрицательные демографические темпы роста. У стран, представляющих Периферию, преимущественно низкие значения ВВП на душу населения, но высокие демографические темны роста. Поэтому демографические пирамиды стран, входящих в эти две части, принципиально различны. На Периферии высок избыточный процент молодежи. Экономические трудности на родине и желание жить в богатой стране мотивируют эту молодежь на эмиграцию. Свои проблемы есть и в странах Центра, которые в течение длительного времени ввозили дешевый труд, так как это понижало стоимость рабочей силы и повышало прибыль. Рост трудностей, связанных с массовой миграцией из бедных стран в богатые, привел к постепенной смене этой тенденции на вывоз рабочих мест из богатых стран в бедные.

С точки зрения социальных отношений европейский капитализм подошел к 60 - 70-м гг. прошлого века с неплохими результатами. Коэффициенты Джини в диапазоне от 0,25 до 0,35 говорят о довольно равномерном распределении доходов. Стремление корпораций и предпринимателей к максимизации прибыли было сбалансировано с общенациональными интересами. "Государства-нации" стали более или менее социальными государствами. Однако именно в эти годы начались процессы глобализации. В новой ситуации "государства-нации" трансформируются в "государства-корпорации", где начинают доминировать корпоративные интересы. Это ведет к перераспределению доходов в пользу предпринимателей и социальным потрясениям, поэтому устойчивость мир-системы слабеет, усиливается ее нестабильность. В трех представленных структурах мир-системы мы наблюдаем восемь основных видов конфликтов (см. табл. 4).

Эти конфликты, проходя разные фазы развития, могут на уровне проблем тлеть в скрытом статичном состоянии, разрешаться мирным путем с помощью компромиссов или разгораться до состояния вооруженного столкновения: бунта, революции, войны. С 1990 г. только в Европе и на постсоветском пространстве разными путями возникли более 30 новых государств, включая "непризнанные". Кризисы дали старт процессам приближения государственных границ к этническим. Впрочем, нет никаких гарантий, что в новых границах будут решены проблемы, связанные с кризисами. Мотивы к пересмотру границ могут быть самые разнообразные - от стремления к этнической идентичности до нежелания быть донором для отсталых регионов. Кризисы обостряют существующие проблемы и трансформируют их в конфликты.

Таким образом, реализовалась причинно-следственная цепочка: глобальная максимизация прибыли - развитие процессов глобализации - объединение и рост природно-ресурсных и социально-экономических кризисов - переход тлеющих проблем в стадию горячих конфликтов - рождение и измельчание новых государств. В этих условиях отношения между лидерами и остальными участниками глобального развития быстро эволюционируют в сторону отношений между патронами и клиентами. Принятие решений сосредоточивается в узком кругу патронов, суверенные права клиентов резко уменьшаются.

Наряду с тенденцией рождения и измельчания новых государств наблюдается тенденция к объединению стран в крупные общие рынки с элементами политической интеграции. Кроме того, мелкие государства не могут обеспечить собственную безопасность, поэтому они стремятся в военно-политические блоки или иначе находят гаранта безопасности. Формальными аттракторами (притягивающими множествами) являются таможенные союзы и военно-политические блоки.

стр. 162

Таблица 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: