Профессиографирование. Профессия и трудовой пост

Исходным концептуальным понятием профессиоведения является профессия - это занятие, требующее специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существованию. Профессия объединяет группу людей, занимающихся однотипной деятельностью, внутри которой устанавливаются определенные связи и нормы поведения. Профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием.

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам. В мире профессий умелое использование классификации поможет разобраться в современном производстве.

Существуют разные виды классификаций профессий. Например, распределение профессий по первой букве их названия; по характеру труда: преимущественно физического и преимущественно умственного; по отраслям народного хозяйства; по признаку материального производства: профессии производственной сферы (сюда относят промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство, промышленный транспорт, связь) и профессии непроизводственной сферы (здравоохранение, пассажирский транспорт, торговля, система массовой информации, просвещение и др.).

Ни одна из рассмотренных выше классификаций не может служить ориентиром в выборе будущей профессии. В самом деле, можно ли применить к себе ту или иную профессию, не зная требований, которые она предъявляет к личности работника: его способностям, интересам, возможностям? Очевидно, нет. Этим целям наилучшим образом отвечает классификация профессий, построенная не по отраслевым признакам, а по признакам, идущим от человека. Эта классификация была разработана Е. А. Климовым.

Напомним, что профессия – определенный вид профессиональной деятельности, характеризующийся суммой требований к человеку. Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности, и именно они обусловливают эти требования.

Согласно теории Е. А. Климова, все профессии можно объединить в пять типов: с природой, техникой, людьми, со знаковой системой, с художественным образом.

Технономические профессии («Человек – Техника»). Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

Профессии данного типа связаны:

– с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);

– с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);

– с ремонтом техники (механик, электромонтер...).

Склонности и предпочтения, выраженные способности:

– исследовать, наблюдать;

– создавать и испытывать новые образцы;

– планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;

– придумывать новые способы деятельности;

– самостоятельно организовывать свою работу и работу других;

– принимать нестандартные решения.

Профессионально важные качества: технический склад ума; пространственное воображение; склонность к практическому труду; эмоциональная устойчивость.

Биономические профессии («Человек – Природа»). В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.

Профессии данного типа связаны:

– с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);

– с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);

– с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).

Склонности и предпочтения, выраженные способности:

– ухаживать и наблюдать за животными;

– разводить растения или животных;

– заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);

– бороться с болезнями, вредителями;

– выращивать овощи и фрукты;

– ориентироваться в природных явлениях;

– наблюдать, изучать различные природные явлениями.

Профессионально важные качества: наблюдательность; склонность к систематизации; устойчивость внимания; потребность в двигательной активности.

Сигнономичегкие профессии («Человек — Знаковая система»). В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.

Профессии данного типа связаны:

– с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);

– с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);

– с чертежами, картами;

– со схемами (штурман, чертежник, картограф...);

– со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).

Склонности и предпочтения, выраженные способности:

– обрабатывать тексты и таблицы;

– производить расчеты и вычисления;

– перерабатывать информацию;

– работать с чертежами, картами и схемами;

– принимать и передавать сигналы и сообщения;

– хорошо считать в уме;

– оперировать знаками и символами;

– искать и исправлять ошибки.

Профессионально важные качества: способность к математике; развитое абстрактное мышление; высокая устойчивость внимания; склонность к общению; аккуратность и усидчивость.

Артономические профессии («Человек − Художественный образ»). Традиционно труд представителей профессий – «человек - художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов.

Художественный образ – результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.

Профессии данного типа связаны:

– с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);

– с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

Склонности, предпочтения, выраженные способности:*заниматься художественным оформлением;

заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино...);

сочинять (стихи, прозу и др.);

выступать на сцене;

изготавливать своими руками красивые вещи;

петь, играть на музыкальных инструментах.

Профессионально важные качества: яркое воображение; образное мышление; склонность к творчеству; гибкость чувств; специальные способности; развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

Социономические профессии («Человек - Человек»). Профессии типа " человек-человек" предполагают постоянную работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности.

Профессии данного типа связаны:

– с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);

– с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...);

– с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...);

с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...);

Склонности и предпочтения, выраженные способности:

– обслуживание людей;

– занятие лечением;

– обучение;

– воспитание;

– защита прав и безопасности;

– управление людьми;

– легкость знакомства и общения с новыми людьми;

– чуткость и доброжелательность к окружающим;

– умение внимательно выслушивать людей;

– умение самостоятельно организовывать свою работу и работу других;

– умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.

Профессионально важные качества: развитые коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость, быстрая переключаемость внимания; эмпатия; наблюдательность; организаторские способности.

Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение.

Термин «профессия» применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.

Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Специальность — это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии.

Таким образом, специальность — один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.

Процесс изучения отдельной профессии традиционно называется профессиографированием. Итоговое описание профессии называется термином профессиограмма. Такие описания называются квалификационными характеристиками, они разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социального развития РФ по отношению к каждой новой профессии.

Независимо от цели исследования всякая профессиограмма в самом общем виде должна содержать, как минимум, следующую информацию: название работы (и синонимы); указания отрасли хозяйства, где встречается данная профессия; краткое описание работы в целом (резюме). Психолог К. К.Платонов (1906—1984) считал, что важное значение для профессиографирования имеют следующие принципы: принцип целенаправленности; принцип личностного подхода; принцип допусков; принцип надежности; принцип дифференциации и типизации; принцип перспективности и реальности.

Конечной целью психологического изучения профессий является составление профессиограммы. Под профессиограммой понимается комплексное, систематизированное описание профессии, содержащее краткую характеристику социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психофизиологических и других особенностей профессии. Она должна включать все сведения о системе требований, которые предъявляет профессия к человеку, а также о медицинских и психофизиологических противопоказаниях для работающих в данной профессии. Важнейшей составной частью профессиограммы является психограмма. Психограмма - это система тех профессионально важных психологических качеств, которые необходимы для данной конкретной профессии. Психограмма представляет собою своеобразный «психологический портрет» профессии, в котором отражается своеобразие и перечень требований к психическим процессам человека (восприятию, памяти, мышлению, вниманию и т. д.) и к свойствам личности (способностям, темпераменту, эмоционально-волевой сфере, уровню интеллекта и т. д.). В психологическом профессиоведении накоплено много методов и методик, технологий изучения профессий.

Под трудовым постом понимают ограниченную вследствие разделения труда и тем или иным образом зафиксированную область приложения сил человека, рассчитанную на создание чего-либо ценного для общества — материальных вещей, информации, полезных обслуживающих действий, функциональных полезных эффектов, эстетических впечатлений, общественного настроения, упорядоченного протекания социальных процессов. Трудовой пост — одна из форм существования профессии.

Способы социально-исторической фиксации трудовых постов на разных этапах их развития могут быть самыми различными — от молчаливого признания сообществом того, что некто чем-то занимается, до узаконенных систем нормативных документов, организационно-режимного, хозяйственно-экономического, научного и иного необходимого обеспечения, вещественного оснащения.

Основные составляющие трудового поста:

- заданные цели, представления о результате труда;

- заданный предмет (исходный материал — не обязательно вещь, но и ситуация неопределенности, и любая система, например, биологическая, техническая или неживая природная, социальная, знаковая, понятийная, художественно-эстетическая);

- система средств труда;

- система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций);

- система прав работника (на справедливую и своевременную оплату труда, безопасные для здоровья и жизни условия работы и другие в соответствии с существующим трудовым законодательством);

- производственная среда (предметные, информационные, социальные условия труда).

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите наиболее известные классификации профессий и их основания.

2. Опишите основания и саму классификацию профессий Е.А.Климова.

3. Дайте понятие проссиографированию, профессиограммы и психограммы.

4. В терминологическом словаре необходимо раскрыть содержание понятий: профессия, специальность, классификация, трудовой пост, виды профессий: технономические, биономические, сигнономичегкие, артономические, социономические.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: