И удовлетворенность профессией

Мотивация является одной из фундаментальных проблем отечественной и зарубежной психологии. Ее значение для современной психологии связано с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Термин мотивация образован от слова «мотив» (в переводе с латинского movere − двигаться). Таким образом, мотив заставляет человека действовать, а также определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие

Мотивация профессиональной деятельности − это то, ради чего человек вкладывает свои профессиональные способности, осуществляет профессиональное мышление и т.д. Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций: побуждающую (вызывает активность человека к профессиональной деятельности); направляющую (определяет характер цели в профессиональной деятельности); регулирующую (определяет ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности).

Профессиональное призвание определяют как влечение к какой-либо профессии, осознание своих потенциальных возможностей и способностей в овладении данной профессией.

Профессиональные намерения − это осознанное отношение к определенной профессиональной деятельности, стремление получить образование по избранной профессии. В отличие от призвания, намерение включает принятие решения.

Потребность в профессиональном труде − это готовность к активности человека, вызванная его нуждой в чем-либо, предпосылка к профессиональному труду.

Ценностные ориентации в профессиональной деятельности − это выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, правила профессиональной этики.

Потребности и ценностные ориентации ложатся в основу мотивов профессиональной деятельности, которые определяются как внутренние побуждения, направленные на разные стороны профессионального поведения. Любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, является мотивом.

Стимулы – это внешние побуждения, которые могут вызвать, в зависимости от психологических особенностей человека, различные мотивы как внутренние побуждения.

Мотивы подготавливают целенаправленность профессионального поведения, хотя и не обеспечивают его. Цель в профессиональной деятельности – это осознанный образ результатов труда у человека. Целеполагание включает целеобразование (порождение новых целей) и целереализацию.

Деятельность эффективна, когда существует смысл профессиональной деятельности. Смысл – это основание для оценки человеком значимости профессиональной деятельности лично для себя.

Мотивационная сфера профессиональной деятельности неодинакова на разных стадиях профессионализации. Источниками изменения в мотивационной сфере являются: перестраивание общественных отношений человека; изменение условий профессионального труда; логика саморазвития человека; неравномерность развития и рассогласование между уровнем профессиональной деятельности, профессионального общения, зрелости личности; рассогласование между отдельными сторонами в мотивационной сфере.

В практической деятельности часто используются различные типологии мотивации работника. Типология В.В. Травина и В.А. Дятлова.

Инструментально-мотивированный работник ориентирован на «голый» заработок, желательно наличными и незамедлительно.

«Профессионально-мотивированный» работник считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей.

«Патриот» (социалистическая мотивация) характеризуется тем, что основа его мотивации к труду – высокие идейные и человеческие ценности: построение социалистического общества, достижение равенства, социальной гармонии и т.д.

«Хозяйская» мотивация основана на достижении и приумножении собственности.

«Люмпенизированный» работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ.

Существуют различные мотивационные теории.

К группе мотивационных теорий содержательного характера обычно относят теорию А. Маслоу, теорию Д. Мак-Клелланда, двухфакторную модель Ф. Герцберга. В состав группы процессуальных теорий чаще всего относят теорию ожиданий В. Врума и теорию справедливости, модель Портера – Лоулера. Основные положения этих теорий.

Согласно теории А. Маслоу, любые изображенные (рис. 1.4) потребности начинают мотивировать поведение только после того, как удовлетворены потребности всех предыдущих уровней. В ситуации профессиональной деятельности это означает, что люди в первую очередь прикладывают усилия к удовлетворению неудовлетворенных потребностей самого низшего уровня. Человек, только начинающий работать, возможно, стремится заработать деньги, чтобы выплатить долги за получение образования и обеспечить себя пропитанием и жильем (удовлетворить физиологические потребности и потребность в безопасности). Можно ожидать, что этот человек будет усердно работать, чтобы получить прибавку к зарплате, так как это позволит ему полнее удовлетворить данные потребности. Другой человек, может быть, работает в основном, ради того, чтобы общаться с людьми и иметь чувство социальной включенности (социальные потребности), и для него повышение зарплаты не будет таким сильным мотивирующим стимулом, как для первого.

Высшие потребности, или потребности в развитии Потребность в самоактуализации (в самовыражении, реализации своего потенциала, в осознании бытия и в инсайтах)
Потребность в уважении (в достижении успеха, признании и одобрении)
Потребность в принадлежности и любви (в симпатии, нежности и близости)
Потребность в безопасности (безопасность и защита от боли, страха, тревоги и хаоса); потребность в порядке, соблюдении законов и дисциплине
Физиологические потребности (в пище, воде и сексе): гомеостатические и органические. Низшие, или потребности дефицита

Рис. 1.4. Классификация потребностей человека по А. Маслоу

Ф. Герцберг создал специфическую содержательную двухфакторную теорию мотивации трудовой деятельности. Автор назвал факторы, вызывающие удовлетворение, мотиваторами, а неудовлетворение − гигиеническими факторами. Исследования, проводимые с помощью других методов, не подтвердили двухфакторную теорию. Но нельзя не отметить, что Ф. Герцберг расширил концепцию иерархии потребностей А. Маслоу и сделал ее более применимой к трудовой мотивации.

Теория ожидания В. Врума определяет мотивацию, а, точнее, ее интенсивность, как функцию совместного действия следующих условий: ожидание того, что усилия приведут к ожидаемым результатам; ожидание того, что результаты повлекут за собой определенное вознаграждение; ожидание того, что вознаграждение будет иметь достаточную ценность для работника.

Среди отечественных психологов начала XX века, поднимавших вопросы о мотивации поведения человека, следует отметить А.Ф. Лазурского, Н.Н. Ланге, Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзе, В.Г. Асеева, А.Н. Леонтьева, А.К. Маркову и др.

Мотивация является необходимым условием эффективной профессиональной деятельности. От нее зависит, как и в каком направлении будут использованы различные способности личности. Мотивация предполагает выбор между возможными действиями, различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления, кроме того. Ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия. Взаимодействуя с ситуационными побуждениями, личностные диспозиции придают им определенные весовые коэффициенты, что и определяет результирующую тенденцию, которое инициирует и направляет конкретное действие.

Профессиональная мотивация, согласно Н. С. Пряжникову, понимается как специфическое мотивационное образование, определяющееся динамическим сочетанием потребностей мотивов и ценностных ориентаций, побуждающих к успешному овладению знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности, профессиональный, личностный рост и деловую карьеру.

Исследование мотивационной направленности трудовой деятельности.

– изучение влияния мотивации на взаимоотношения детей в деятельности;

– изучение влияния мотивов на результат и взаимоотношения детей в совместной деятельности;

– изучение мотивов трудовой деятельности;

– изучение организаторских умений детей в совместной деятельности;

– изучение отношения к трудовым поручениям;

– изучение взаимосвязи между игрой и трудом;

– изучение умения детьми планировать трудовую деятельность;

– изучение процесса формирования у дошкольников трудовых навыков;

– изучение взаимосвязи между характером цели и успешностью в труде.

Удовлетворенность деятельностью – это состояние сбалансированности требований, предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной опенки возможностей реализации этих запросов. Это оценочное отношение человека или группы людей к собственной трудовой деятельности, различным ее аспектам, важнейший показатель адаптации работника на данном предприятии, в данной трудовой организации. Различают так называемую общую и частичную удовлетворенность трудом, где первая характеризует удовлетворенность в целом, а вторая – различными его аспектами и элементами производственной ситуации.

Удовлетворенность профессией выступает как система мотивов имеющих определенную иерархию, и выражают направленность личности. В результате изучения отношения людей к благополучию в быту, социально-экономической системе, социальному климату установлено, что работа и карьера имеют наибольшее значение наряду с личной жизнью, здоровьем, полноценным досугом. Одним словом, удовлетворенность трудом есть, прежде всего, социальная удовлетворенность, важнейший показатель качества жизни индивидов, групп, населения, нации

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные виды потребностей человека.

2. Назовите ученых, внесших вклад в формирование основных положений теории мотивации.

3. Каковы типичные потребности, удовлетворяемые в профессиональной деятельности?

В терминологическом словаре необходимо раскрыть содержание понятий: профессиональные намерения, удовлетворенность деятельностью, ценностные ориентации в профессиональной деятельности; целенаправленность профессионального поведения, смысл профессиональной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: