Составим транспортную таблицу:
Таблица 1
Проверим сбалансированность модели:
= 260+60+130=450,
= 90+190+40+130 = 450. Имеем, что
, то есть балансовое равенство выполняется.
Отыскание начального решения методом минимального элемента (табл. 2).
Выбираем клетку с наименьшей стоимостью перевозки (
), объем поставки продукции в этой клетке равен
. Тогда запас в первой строке:
тонн, а первый столбец транспортной таблицы выводим из рассмотрения. Далее
, при этом потребность первого потребителя полностью удовлетворяется (т.е. четвертый столбец транспортной таблицы выходит из рассмотрения), а запас в первой строке еще уменьшается:
. Далее
,
,
Получено допустимое начальное решение (опорный план) (см. таблицу 2), удовлетворены нужды всех потребителей и использованы все запасы складов.
Таблица 2
Проверим этот план на оптимальность. Для этого по занятым объемами перевозок клеткам составим систему уравнений вида
где – стоимость перевозки одной единицы груза из пункта в пункт ,
| (1) |
, – потенциалы.
|
По формуле (1) имеем:

Неизвестные потенциалы
находим из этой системы уравнений, полагая
. Тогда из первого уравнения
, из второго
, из третьего
. Далее из четвертого
, затем из пятого уравнения
, и, наконец, из последнего
.
Перепишем матрицу перевозок, добавив справа столбец с потенциалами
, а внизу строку с потенциалами
(табл.3).
Таблица 3
| |||||
| 0 | |||||
| 8 + | 7 - | -7 | |||
| 13 - | 9 + | -2 | |||
| 3 | 15 | 14 | 6 |
Посчитаем оценки свободных клеток по формуле:
(2):

План не оптимальный, так как есть положительная оценка – это оценка
. Поэтому ставим в клетке (3, 3) знак «+» и строим цикл (табл. 3).
Вершинам цикла поочередно присваиваем знаки «-» и «+». Из объемов груза, стоящих в минусовых клетках выбираем наименьший
.
Строим новый опорный план. В таблице 4 прибавляют 40 к объемам груза в «плюсовых» клетках и вычитают 40 из объемов «минусовых» клеток.
Таблица 4
| |||||
| 0 | |||||
| -7 | |||||
| -2 | |||||
| 3 | 15 | 11 | 6 |
По формуле (1) имеем систему для нахождения потенциалов:

Найденные из системы потенциалы, записываем в таблицу 4.
Посчитаем оценки свободных клеток:

Все оценки свободных клеток не положительны, то есть полученный план перевозок является оптимальным:

Стоимость перевозки
усл. ед.
где
– стоимость перевозки одной единицы груза из пункта
в пункт
,
,
– потенциалы.






