Обоснование. Обоснование есть превращенная форма объяснения, когда аргументами истинности познания объекта являются не только словесные приемы

Обоснование есть превращенная форма объяснения, когда аргументами истинности познания объекта являются не только словесные приемы, делающие понятными объект, но и факты. Обоснование – конечная стадия познания многих объектов, когда факты действительности используют в качестве аргументов познания. Превращенной формой обоснования выступает объективация, которая проявляется в творчестве.

Доказательство – высшая форма словесного подкрепления идей. Оно состоит в аргументации комплексом фактов, доводов, идей, которые располагаются в определенном порядке их приведения. Достигают это посредством построения полисиллогизма понятий. Разновидность доказательства можно считать верификацию, которая характеризуется определенной процедурой, стереотипом.

В основе доказательства лежат полученные идеи на основе индукции и дедукции. Степень доказанности положений детерминирована истинностью канонов, лежащих в основе рассуждений. Поэтому необходимо проверять сами каноны, последовательность их осуществления при получении суждений. Поскольку все это происходит словесно, то таким путем никогда нельзя быть абсолютно убежденными, что использованные данные и их проверки выполнены последовательно и являются истинами в последней инстанции. Доказательства дают не более как высокодостоверные гипотезы при объяснении объекта. Они могут противоречить интуитивному и иному восприятию объектов. Правильная дедукция может дать результаты, находящиеся дальше от истины, чем результаты очевидного. Форма диалектического мышления Гегеля не нашла применения по причине ее недоступности для людей со здравым рассудком.

Обоснованность. Одной понятности не достаточно, нужно стремиться к практическому доказательству утверждения. Обоснованием называют только практическую проверку результатов мышления. Это самое узкое понимание смысла данной категории. Обоснованием является также такое основание, которое возникает в результате практического применения результатов мышления.

Идея должна быть применима, полезна, что может выявить только время. Например, полезность идеи может состоять в разработке новой техники, что легко проверить.

Минимальной истинностью выступает гипотеза, т.е. умозрительная истина как результат дедукции. Факт более истинен, но он может быть и ошибочным фантомом. Истина всегда относительна, а абсолютная истина есть идеал мышления. В относительных истинах имеется абсолютность, уровень которой различен. Чем более развита форма мышления, тем она обращает больше внимания на этот аспект и предпринимает специальные меры по повышению соответствия результатов мышления объективной действительности.

Истинность может рассматриваться, как только соответствие понятия миру. Обоснованность же предполагает обязательное выявление соответствия продукта труда понятию, на основе которого оно получено. Более того, необходимо выяснить соответствие продукта труда потребностям общества в самом широком смысле слова. Процедура выявления соответствия между элементами действительности принимает различные формы.

Практика – подтверждение истины массовым общественным действием многих лиц в течение длительного времени. В практике должен доказать человек истинность своего мышления. Практика есть норма действия на основе понимания объекта. Истина есть процесс. Результат действия есть проверка субъективного познания и критерий истинно сущей объективности. Вся человеческая практика должна войти в полное определение предмета и как критерий истины, и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. Критерий истины состоит в единстве понятия и реальности, теории и практики: практикой своей доказывает человек объективную правильность своих идей, понятий, знаний, науки.

Что же касается теоретических исследований, имеющих прикладную направленность, то здесь рассудок вполне справляется с поставленными им целями и разрабатывает различные планы, инженерные проекты по переустройству предметов внешнего мира. Такие проекты являются порождениями ума, поэтому по отношению к окружающему миру они выступают в форме субъективных предписаний. Данные предписания претворяются в жизнь посредством практической деятельности.

Однако практическая деятельность привносит свои коррективы в проекты, и человек вынужден с ними считаться. В ходе практической деятельности видны все теоретические просчеты (экспериментальный цех по сборке гидропередач). Тем самым практика становится как бы равноправным соучастником процесса познания мира, как и чисто теоретическая деятельность. С этой точки зрения практическую деятельность человека по преобразованию мира следует рассматривать как практическую форму идеи познания.

Практическая деятельность

В ходе практической деятельности человек переносит результаты своих теоретических познаний на природу. Эти две формы – теоретическое познание и практическая деятельность, интеллект и воля человека – неотделимы друг от друга. При теоретическом познании мир идеализируется, т.е. приобретает форму наших знаний, а в ходе практической деятельности, наоборот, произведенные нами знания объективируются.

Примирение между теорией и практикой происходит за счет того, что, достигнув практических результатов, человек возвращается к внешнему основанию своих теоретических познаний. Однако измененный благодаря его практической деятельности мир всякий раз предстает перед ним в обновленной форме, что влияет на эмпирическую базу его теоретических конструкций. В результате наш интеллект постоянно получает обновленное содержание опыта. Тем самым теоретическая и практическая деятельность человека снимают свою противоположность и всякий раз, взаимно корректируя друг друга, приходят к своему единству.

Исходя из того, что практическая деятельность корректирует теоретические проекты, делается вывод о том, что практика является критерием истины. При этом под истиной мыслится знание человеком того, как, каким образом существует тот или иной предмет. Это, однако, представляет собой истину по отношению лишь к содержанию нашего сознания.

Подлинный же смысл истины состоит в том, что объективность (реальный предмет) рассматривается в тождестве со своим понятием. А это тождество устанавливается через развивающееся единство теоретической и практической деятельности людей.

Соответственно, под неистинным понимают то, что называют плохим. Например, плохое государство – это государство, которое не вполне соответствует своему понятию. Но и плохое государство все же может существовать, ибо абсолютного несоответствия понятия своей реальности не бывает. Реальный предмет хоть и не в полной мере, но все же всегда соответствует своему понятию. Теория – такой же критерий истины, как и практика. Лишь только их единство устанавливает истинность знаний. Если под знанием понимать доказанное мышлением положение, а не чье-то мнение.

То, что человек теоретически доказал самому себе то, необходимость чего он осознал, он рассматривает как благо. Свое субъективное представление о благе он стремится воплотить в действительность. Однако преобразованный его трудом мир привносит свои изменения в представление человека о благе. То, что было благом для наших отцов, для нас таковым уже не является. Практическая деятельность всякий раз снимает наше субъективное представление о благе как о чем-то конечном и ограниченным по своему содержанию, и полагает его в бесконечном развитии.

В идее жизни человечество существует в себе, в непосредственном единстве с миром. В идее познания оно существует для себя, в отношении противоположности к нему. Но теоретически познавая и практически преобразуя этот мир, человечество непрерывно снимает данную противоположность и полагает свое единство с миром. Истиной теоретической и практической деятельности людей является сама бесконечно развивающаяся процедура познания и преобразования мира. В этом и состоит смысл нашего бытия, та абсолютная идея, в контексте которой мы живем и которой подчинена наша жизнь.

Абсолютная идея

Абсолютная идея представляет собой единство идеи жизни и идеи познания. Идея жизни, это - я есть. Идея познания, это – мир есть. абсолютная идея, это – единство их обеих. Я есть в мире, а мир есть во мне.

Подобно тому, как идея жизни выражает единство моей души и моего тела, а идея познания – наполненное содержанием единство нашего сознательного я и окружающего нас мира, так и абсолютная идея в целом является выражением имманентного единства природы и ее духа.

Духом природы является человечество, оно – ее самосознающее я. Смысл существования человечества заключается в познании и преобразовании мира. Чтобы жить, мы познаем и преобразуем мир, а познавая и преобразуя мир, мы живем. Определениями абсолютной идеи являются:

-всеобщая,

-спекулятивная,

-логическая.

Во-первых, всеобщей она является потому, что касается всего на свете и все включает в себя, а также потому, что выше нее никаких других идей у человека не бывает. В обыденной жизни мы говорим об абсолютном в тех случаях, когда речь заходит о предельных значениях каких-либо величин. Например, о полном отсутствии у человека понятия, о предельных достижениях в спорте, о предельных температурах вещества (абсолютный ноль). Точно такой же смысл у абсолютной идеи. В экстенсивном плане ее всеобщее значение заключается в том, что она охватывает собой все на свете. В интенсивном плане – в том, что выше нее никаких других идей у человека не бывает.

Во-вторых, если все наши размышления должны стоиться исходя из абсолютной идеи, то, следовательно, она становится предметом спекуляции нашего разума и, соответственно, получает определение спекулятивной.

Спекулировать означает размышлять. Но размышлять не как придется, а взаимосвязано и последовательно. А для этого необходимо иметь концептуальную основу, в качестве которой возможна только идея, направляющая весь ход мышления в определенное русло. Та идея, на основе которой строится подобное размышление, становится поэтому предметом спекуляции. Таким спекулятивным основанием нашего мышления является абсолютная идея – идея нашего имманентного единства с миром, опираясь на которую мы строим все свои размышления о мире и о самих себе (о человечестве). Идея лежит в начале наших размышлений как предполагаемый результат, и она же появляется в конце как искомый результат наших размышлений (нашей спекуляции).

В-третьих, философская спекуляция – строго развивающееся мышление, в основе которого лежит абсолютная идея. Но для того, чтобы руководствоваться этой идеей, ее необходимо доказать. Необходимо сделать так, чтобы она была не плодом нашей интуиции, не заповедью авторитета, а доказанным научным положением. Отсюда мы переходим к логическому определению. Соединив идею с определениями чистого понятия (категориями), Гегель создал логику. Благодаря идее он логически синтезировал определения чистого понятия (категорий), а благодаря их синтезу логически извлек понятие абсолютной идеи.

Абсолютная идея – идея того, что мы едины с окружающим миром, что содержание нашего сознания тождественно содержанию окружающего мира, обусловливает наличие в нашем мышлении чистого понятия и всех его собственных определений (категорий). Именно она дает нашему мышлению тот внутренний каркас (чистое понятие) и тот материал (категории), посредством которого мы находим его в себе.

В своем очищенном от чувственного материала виде они (определения чистого понятия – категории) хотя и теряют свою непосредственную связь с содержанием окружающего нас мира, но не теряют своей объективной значимости. Выстроив их в единый последовательно развивающийся ряд, мы в итоге получаем понятие самого чистого понятия, последним определением которого является абсолютная идея. Тем самым линия движения нашей мысли сомкнулась в кольцо. Мы начали развитие своего мышления с простой (или как принято говорить в логике Гегеля, с голой) идеи, теперь же вновь вернулись к ней, но уже в качестве наполненной конкретным содержанием.

Категории (определения чистого мышления) принадлежат сколь самому мышлению, столь и чистому понятию. Понятие не заимствует их у мышления, поскольку оно само принадлежит мышлению и составляет его основу. С помощью понятия мы приводим категории в порядок, благодаря чему устанавливаем место каждой из них в общем ряду. Благодаря наведенному порядку, каждое определение чистого понятия обретает свое истинное значение. За счет их логического синтеза мы подтверждаем истинность самого чистого понятия. В итоге оно становится научным положением, построенным и доказанным посредством деятельности нашего мышления.

В логике чистое понятие выступает как мыслительный каркас, относительно которого выстраивается вся система его определений. И вот эта логическая последовательность его собственных определений (категорий) и является понятием чистого понятия, представленным здесь в развернутом виде. Подлинное содержание понятия чистого понятия – не что иное, как вся система логики, развитие которой мы проследили. Все отдельные определения разума получают свою познавательную ценность и истинное значение, лишь только будучи логически упорядоченными моментами единой системы, в основе которой лежит понятие. Вот такой метод мышления и называется методом разума, или разумным методом.

Метод отличается от способа тем, что он основан на понятии. Метод – это понятие самого понятия. Это понятие, имеющее своим предметом процесс развития своих собственных определений. Вот с таким чистым понятием, имеющим предметом самое себя, мы познакомились в логике. Затем проследили связь определений. Сделаем следующий шаг, приступим к анализу самых надежных инструментов исследовательской деятельности ученого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: