Сравнение

Процедура сравнения предполагает наличие такого отношения, в котором сравниваемые предметы, явления, процессы объективно выступают как качественно однородные и никакие другие свойства данных предметов не играют для указанного отношения никакой роли. Ни цвет, ни твердость, ни объем тех или иных предметов не имеют значения, когда речь идет о сравнении их по такому показателю, как вес. Все предметы в данном случае выступают как воплощение тяжести. Отношения, в которых предметы фигурируют как тождественные, однородные, сравнимые существуют объективно, независимо от процедуры сравнения. Сравнивая, исследователь лишь использует подобные отношения, подбирая или воспроизводя их. Использование сравнения в качестве познавательной процедуры предполагает, что мы как-то уточнили ту объективную ситуацию, в рамках которой выполняется сравнение. Это означает, что мы, во-первых, выделили то отношение, которое позволяет нам сравнивать интересующие нас свойства предметов; во-вторых, мы знаем те условия, в которых производим операцию сравнения, нам понятно значение этих условий. Все это и составляет суть операциональной ситуации.

Таким образом, процедура сравнения включает в себя как способ, которым может быть осуществлена операция сравнения, так и соответствующую операциональную ситуацию. Поэтому любое утверждение о тождестве или различии каких-либо предметов имеет определенный и точный смысл лишь тогда, когда мы можем указать соответствую процедуру сравнения в рамках той или иной познавательной позиции. Сравнение, повышая познавательную ценность наблюдения, помогает выявить смысл наших утверждений, что крайне важно, когда речь идет о сравнении свойств, которые невозможно наблюдать непосредственно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: