double arrow

В.С.Степин

В работах видного отечественного методолога науки В.Степина «Философская антропология и философия науки» (1992), «Теоретическое знание» (2000), наука анализируется преимущественно в социокультурном контексте, рассматривая типы научной рациональности в различных цивилизациях и их исторических изменениях. Познание при этом рассматривается как социально обусловленный процесс. В деятельности человека усматривается три типа отношения к миру:

-отношение к природе и искусственно созданной человеком природной среде, в которой непосредственно протекает жизнь человека;

-отношение к другим людям, к социальным общностям;

-отношение к духовному миру, в котором аккумулируется и индивидуальный опыт человека, и общественный исторический опыт многих поколений.

Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. С ней связаны различные типы теорий научной дисциплины (фундаментальные и частные), а также опытные факты, на которые опираются и с которыми должны быть согласованы принципы картины реальности. Одновременно она функционирует в качестве исследовательской программы, которая направляет постановку задач как эмпирического, так и теоретического поиска и выбор средств их решения. Научная картина мира выполняет методологическую функцию наряду с частными познавательными принципами и подходами. Знание о мире само по себе несет методологический потенциал и тем саамы обусловливает свое дальнейшее развитие. Наука есть живой организм.

В работах В.С.Степина описаны четыре научные революции, которые сопровождались изменением типов научной рациональности:

-первой была революция 17 века, итогом которой стало классическое естествознание;

-вторая имела место в конце 18 – первой половине 19 века, когда определился переход к дисциплинарно организованной науке;

-третья была связана с изменением стиля мышления классической науки и становлением неклассического естествознания, она охватывает период с конца 19 до середины 20 века. Происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания. В физике открытие делимости атома и становление релятивистской и квантовой теории. В химии квантовой химии. В биологии наблюдается становление генетики. Возникают кибернетика и теория систем, которые сыграли важную роль в развитии современной научной картины мира;

-четвертая глобальная научная революция ведет к рождению постнеклассической науки, особенностью которой являются междисциплинарные исследования, проблемно ориентированные формы познавательной деятельности. Примером является синергетика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: