Способы обоснования оценок и норм

Оценки и нормы не являются истинными или ложными, они акцентируют внимание на том, какой должна быть реальность. Основное средство повышения их объективности – это их обоснование, повышение результативности той деятельности, которая опирается на них.

Считается, что способы обоснования автоматически можно приложить и к оценочным и нормативным утверждениям. В науке лучший способ убеждения – абсолютное или сравнительное обоснование. Однако между обоснованием описательных утверждений и обоснованием оценочных утверждений имеется существенная асимметрия.

Во-первых, оценочные утверждения не допускают прямого и косвенного эмпирического подтверждения: в строгом смысле слова оценки не поддерживаются ни непосредственным наблюдением, ни подтверждением в опыте их логических следствий.

Во-вторых, оценочные утверждения не могут обосновываться и построением объяснений, поскольку посылки последних всегда являются описательными утверждениями.

В-третьих, применительно к оценкам бессмысленно говорить о фальсификации, неуспех которой может быть истолкован как свидетельство их обоснованности.

В-четвертых, относительно оценок не могут быть поставлены вопросы о принципиальной возможности эмпирического подтверждения и эмпирического опровержения оценок.

В-пятых, оценки нельзя обосновать путем их дедукции из истинных описаний: они вообще не выводимы логически из описаний.

С другой стороны, есть способы обоснования оценочных утверждений, не приложимые к описаниям.

Во-первых, это – целевое подтверждение, являющееся параллелью косвенного эмпирического подтверждения описательных утверждений.

Во-вторых, оценки могут быть составными элементами актов понимания, параллельных актам объяснения. Адекватное понимание сложного явления – одно из важных средств утверждения той общей оценки, которая используется в акте понимания.

В-третьих, оценка может быть обоснована путем дедукции ее из других оценок, что невозможно для описаний. Описательные заключения вообще не выводимы из оценочных посылок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: