Методология науки

Работы В.И.Кузнецова в журнале «Философия науки» за 2004г., номера 1 и 2.

Многие полагают, что методология науки – это учение о методах науки. Однако без специального анализа того, чем является в настоящее время эта научная дисциплина, такой вывод небесспорен.

Подобно физике, методология науки расчленена на ряд взаимосвязанных исследований. В первом приближении они могут быть выделены с помощью содержательного описания их предметных областей. При этом некоторые из них пересекаются друг с другом, что выражается в отсутствии четких границ между соответствующими методологическими исследованиями. Предмет методологии науки так же сложен, как и ее предмет – многообразная реальность. Отсюда ряд определений.

Определение 1. В предметную область локальных методологических исследований входят отдельные конкретные системы научного знания, изучаемые в плане их строения, свойств и функций.

Исторически локальные методологические исследования оформились первыми, а получаемая в них информация используется в остальных методологических исследованиях. Без наличия определенных минимальных знаний о компонентах и структурах отдельных конкретных систем научного знания любые рассуждения о взаимосвязях отдельных систем, закономерностях их развития неизбежно становятся абстрактными и непроверяемыми.

Определение 2. В предметную область методологических исследований входят комплексы конкретных систем научного знания, отношения между конкретными системами знания, между системами знания и их комплексами, а также между комплексами. Примерами комплексов систем научного знания служат: в математике – арифметика, включающая в себя теории натуральных, целых, рациональных, иррациональных чисел. В физике – молекулярная физика, компонентами которой являются теория атомов, классическая механика, статистическая механика, кинетическая теория, теория газов.

Определение 3. Методологическое исследование называется:

-сингулярно-конкретным (глобальным), если в нем изучаются свойства одной отдельной конкретной системы (комплекса) научного знания;

-общеконкретно-локальным (глобальным), если в нем изучаются свойства, фиксируемые у нескольких отдельных конкретных систем (комплексов) некоторого отдельного вида научного знания;

-тотально-конкретным локальным (глобальным), если в нем изучаются свойства, которые предполагаются присущими всем отдельным конкретным системам (комплексам) некоторого отдельного вида научного знания;

-универсальным локальным (глобальным), если в нем изучаются свойства, которые считаются присущими всем отдельным конкретным системам (комплексам) научного знания.

Рассмотрим следующие примеры.

Исследование квантово-механического знания будет сингулярно-конкретным, если оно ограничится только одной конкретной ее системой. Оно будет общеконкретным локальным, если оно претендует на выявление свойств нескольких его систем. Оно будет тотально-конкретным локальным, если оно претендует на анализ свойств всех его систем. Универсальным локальным, если оно претендует на применимость к любой системе научного знания.

Это исследование трансформируется в сингулярно-конкретное глобальное, если данная система рассматривается в нем в составе комплекса связанных с ней систем физического и математического знания.

Оно выйдет на уровень обще-конкретного (тотально-конкретного) глобального исследования, если в нем будут изучаться свойства, присущие многим (всем) конкретным комплексам систем квантово-механического знания.

Наконец, исследование будет универсальным глобальным, если оно претендует на применимость к любым комплексам систем научного знания.

Кроме факта сложности и многообразия систем научного знания столь же бесспорным является факт их изменения в историческом времени. Учет этого обстоятельства приводит к появлению в методологии науки особых направлений и дисциплин, в центре внимания которых находятся процессы и причины возникновения и изменения систем научного знания.

Определение 4. В предметную область генетических методологических исследований входят процессы возникновения систем научного знания.

Определение 5. В предметную область эволюционных методологических исследований входят процессы изменения имеющихся систем научного знания.

Определение 6. Генетическое (эволюционное) методологическое исследование называется кинематическим, если изучаемые в нем процессы описываются без выявления их причин.

Определение 7. Генетическое (эволюционное) методологическое исследование называется динамическим, если изучаемые в нем процессы описываются на основе выявления их причин.

Определение 8. Методологическое исследование называется интерналистским, если даваемые в нем описания систем научного знания не выходят за границы науки как специфической сферы человеческой деятельности.

Определение 9. Методологическое исследование называется экстерналистским, если даваемые в нем описания систем научного знания апеллируют к факторам, находящимся вне науки как когнитивной системы. Примерами таких факторов является культура, религия, психология, экономика, техника. В частности, можно говорить о культурно-исторической методологии науки.

Определение 10. В предметную область культурно-исторических методологических исследований входят системы научного знания, рассматриваемые в единстве с их культурно-историческими детерминантами.

Определение 11. Методологическое исследование называется метаметодологическим, если оно изучает различные типы методологических исследований и отношения между ними.

Одним из важнейших компонентов систем знания являются ассоциируемые с ними методы. Как известно, именно изучение методов послужило основой для конституирования методологии науки как самостоятельной научной дисциплины и дало ей имя.

Определение 12. Традиционное методологическое исследование имеет предметом своего изучения разнообразные методы, специфические для формирования, совершенствования, обоснования, применения и развития систем научного знания.

Не случайно систему знания как предмет методологического исследования можно сравнить с литературным произведением. По отношению к нему в принципе возможны три различные позиции.

Первая принадлежит автору.

Вторая – читателю.

Третья – критику-литературоведу.

Необходимыми предпосылками литературоведческого анализа являются прочтение и понимание произведения. В этом отношении критик сходен с читателем. Однако если для обычного читателя главным является эстетическое переживание, доставляемой чтением произведения, то критик этим не ограничивается. Он смотрит на анализируемое произведение и сквозь призму фабулы и сюжета, характера действующих лиц и мотивов произведения. Это означает, что по сравнению с читателем, а возможно, и автором критик видит в произведении несколько иные признаки и структуры.

Фактом оказывается то, что используемые разными школами наборы средств не только отличаются друг от друга, но и оказываются взаимоисключающими.

Аналогичным образом могут быть выделены различные методологические позиции по отношению к системе знания. Хотя большинство современных систем научного знания имеют, как правило, не одного, а многих создателей, можно говорить о некоторой позиции их обобщенного автора. Это отдельный ученый или группа ученых, деятельность которых привела к созданию таких систем знания, как квантовая механика (Бор, Гейзенберг, Дирак, Шредингер) или культурно-историческая школа в методологии наук (Кун, Фейерабенд, Тулмен).

Подавляющее число специалистов работают в рамках уже созданных систем и выступают в качестве пользователей, которые применяют эти системы для постановки и решения новых задач исследования или иной сферы реальности.

Как показывает история науки, постановка методологических вопросов характерна для тех периодов в истории науки, которые связаны с созданием новых систем знания.

Средства методологии науки

Первый класс средств включает многообразие средств, с помощью которых происходит усвоение системы знания методологом, находящимся в позиции пользователя. Описание таких средств относится к компетенции педагогики и дидактики среднего и высшего профессионального образования.

Второй класс включает в себя многообразие средств, с помощью которых методолог анализирует усвоенную им систему научного знания. При этом исследовательская позиция методолога принципиально ничем не отличается от позиции ученого по отношению к изучаемой им реальности.

Буквально 40 лет назад в ходу были термины из лингвистики и кибернетики, 20 лет назад – из теории систем, сейчас – из теории катастроф и синергетики.

Ведущей тенденцией является не просто логическая формализация методологических исследований на основе современной логики и лингвистики, но и определенной математизации. Теория множеств, исследования в области искусственного интеллекта и компьютерного моделирования, средства теории нечетких множеств, теории однородных пространств, нестандартного анализа, топологии.

Новый период характеризуется построением методологических моделей (реконструкций) изучаемых систем знания и дальнейшее их исследование через призму построенных реконструкций.

Определение 13. Методологическое исследование называется:

-содержательным, если в ходе его проведения используются только содержательные средства анализа;

-формальным, если используются только формальные средства;

-содержательно-формальным, если используются и содержательные, и формальные средства.

Легко видеть, что исследования науки, осуществляемые многими известными логиками, носят преимущественно формально-логический характер.

Реконструирование систем научного знания

В современной методологии науки реконструкцией системы научного знания называют методологическую модель этой системы. Собственно моделями в рамках системы знания считаются ее особые структуры, которые представляют в ней объекты из ее предметной области. Известны:

-стандартная;

-структуралистская;

-структурно-номинативная

-и другие реконструкции ряда фрагментов арифметики, геометрии, классической, статистической и квантовой механики, квантовой теории поля.

Каждая из таких реконструкций использует специфические точные методы и средства и в силу этого может быть названа точной. В свою очередь, в конкретной системе научного знания современные методологи выделяют присущие ей модели объектов из ее предметной области. Например, для классической механики это модели гармонического осциллятора, механических весов, движущихся в центральном поле сил тел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: