1. Выявление нехватки в научном знании сведений о реальности.
2. Описание проблемы на уровне обыденного языка.
3. Формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.
Проблему рекомендуется разбивать на подпроблемы. Это позволит выделить общую цель исследования и его промежуточные задачи. Например: проблема педагогического общения со слабоуспевающими учащимися может быть разбита на:
- в чем состоит специфика поведенческой стороны общения с данной категорией учащихся?
- каковы особенности когнитивного аспекта общения с ними?
- что характерно для аффективной стороны общения с учащимися?
Заключенное в проблеме противоречие должно прямо или косвенно найти отражение в теме исследования, формулировка которой фиксирует границы проблемы. Таким образом, темы должны быть более конкретизированы и привязаны к определенным объектам.
Например, проблема следующая: «Какие стратегии совладания используют женщины во время 1-го, 2-го, и 3-го триместров первой беременности, если существует угроза невынашивания беременности?».
Тема может звучать следующим образом: «Динамика стратегий совладания в период беременности у первородящих женщин с угрозой невынашивания беременности».