Предмет исследования (его формулировка) должен совпадать с названием темы исследования

Не нужно «разнообразить» текст в данном случае, так как обозначение предмета исследования в отличие от темы в других терминах создает ситуацию неопределенности. Это приводит к тому, что исследователь оказывается «на распутье», так как при этом возможно нарушение смысла того, что указано в теме.

Объект исследования формулируется кратко, обычно двумя-тремя словами. Он также должен быть отражен в названии темы исследования.

Часто в качестве объекта исследования называют категорию испытуемых (педагоги, подростки, учащиеся начальных классов). С логической точки зрения это правильно. Однако такое определение объекта неопределенно, оно не отвечает на вопрос, какую психологическую реальность изучал психолог. Отсюда – неопределенность предмета исследования, что ведет за собой отклонение от темы.

После определения предмета исследования обычно исследователь пытается предварительно описать объект в целом. Наиболее распространенным подходом при этом является системный подход. Согласно такому подходу, объект рассматривается как система, обладающая определенной структурой, то есть совокупностью устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.

Системно-структурный подход, согласно Платонову К.К., состоит из следующих этапов:

1. Уточнения, какой психологический феномен берется для анализа как целое.

2. Выявления возможно большего числа элементов этого целого.

3. Группирование этих элементов в необходимое и достаточное число подструктур (субструктур), с согласованием их с имеющимися психологическими теориями;

4. Установление различных связей и отношение между элементами, подструктурами и целым.

Естественно, по ходу исследования описание объекта уточняется. Например: системный анализ педагогического общения как объекта исследование предполагает описание трех тесно взаимосвязанных между собой компонентов: перцептивного, аффективного и поведенческого. В свою очередь, анализу подвергается содержание каждого из этих компонентов, в частности:

- роль и место отдельных психических процессов в восприятии и понимании учащегося (перцептивный компонент);

- характер отношения к нему учителя (аффективный компонент);

- способы трансляции этого отношения и способы воздействия на учащегося (поведенческий компонент).

Такое описание позволяет более продуктивно организовать исследование: сформулировать гипотезу, выделить переменные, разработать саму процедуру исследования, интерпретировать эмпирические данные и более полно учесть связи между ними.

После определения проблемы, темы, целей, предмета и объекта исследования проводиться теоретическое и эмпирическое уточнение понятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: